Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Нарушение прикуса у детей

Неправильный прикус у детей – это одно из самых больших беспокойств, как для самих детей, так и для их родителей.
К логопеду обращаются родители, которых беспокоят нарушения речи ребенка. А причиной неправильного произношения звуков могут являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Самым распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу.  Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причём у мальчиков чаще, чем у девочек.


При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Мы рассмотрим здесь лишь те аномалии прикуса, которые наиболее отрицательно влияют на правильность звукопроизношения.
Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны. При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчетливости их звучания.
Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их. Этот дефект прикуса значительно меньше сказывается на правильности произношения звуков.
Перекрёстный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечёткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков.
Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей.
Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, Х.)
Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти. Данная аномалия, как и следующая, более всего сказывается на прознесении свистящих и шипящих звуков, для которых необходимо наличие лишь очень небольшого расстояния между верхними и нижними резцами (в противном случае не удаётся достигнуть эффекта «свиста» или «шипения»).
Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд нижней челюсти.
Наиболее распространёнными аномалиями зубов являются следующие:

  • редкое расположение зубов;
  • расположение зубов вне челюстной дуги;
  • слишком мелкие или деформированные зубы;
  • наличие диастемы (щели между верхними резцами).

Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков. Это связано с тем, что при их нормальном артикулировании между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая (не более 1,5-2 мм) щель. При наличии же прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса и при отсутствии передних зубов это условие нарушается, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы, как уже отмечалось, способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Почему появляется неправильный прикус у ребенка? Причины могут быть разными, как генетическими, так и приобретенными. К наиболее распространенным причинам  нарушения прикуса относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Если у обоих родителей или у кого-то одного из них зубы растут неправильно, то вероятность такой же проблемы у ребенка очень высока.
  • Искусственное вскармливание. У новорожденного малыша нижняя челюсть меньше верхней. В первый год жизни, при естественном кормлении разница между размерами челюстей выравнивается. Ребенок, сосущий грудь, активно работает нижней челюстью. Если же ребенок питается из соски, нижняя челюсть остается без работы, потому что добыть молоко гораздо проще. Таким образом, отставание в росте и развитии нижней челюсти сохраняется.
  • Недостаток твердой пищи. Если в рационе растущего малыша преобладает мягкая пища, и у него нет возможности грызть твердые предметы, это плохо сказывается на развитии лицевых костей.
  • Неправильная осанка. Нарушения осанки, в частности, неправильная постановка головы также мешают формированию правильного прикуса.
  • Нарушение сроков прорезывания и смены зубов.
  • Вредные привычки, вроде сосания пальца или других предметов.
  • Длительное сосание соски.
  • Аденоиды и другие ЛОР-заболевания, из-за которых у ребенка заложен нос, а рот постоянно открыт. В этом случае нарушается правильное формирование костей лица и челюстей.

Большинство из этих причин, за исключением генетической предрасположенности, можно скорректировать. Например, чтобы стимулировать развитие нижней челюсти при искусственном вскармливании малыша, используют специальные соски. Ребенку дают больше твердой пищи и резиновые игрушки, которые можно кусать и грызть. Для своевременного прорезывания всех зубов врач может назначить витаминно-минеральный комплекс. Лечению заболеваний ЛОР-органов нужно уделить самое пристальное внимание и не допускать, чтобы ребенок длительное время не мог дышать носом. Ну а неправильную осанку и вредные привычки нужно корректировать в любом случае.
И все же при наличии у ребенка аномалий в строении артикуляторного аппарата родители с самого начала должны понимать, что становление у него звукопроизношения будет протекать в усложненных условиях и что ему может потребоваться специальная помощь. Здесь не следует ждать, что всё «с возрастом пройдет», а нужно своевременно принимать необходимые меры – обращаться за помощью к специалистам, проявляя тем самым заботу и о внешнем виде ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.