Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

 

Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Приемы для улучшения техники чтения

Чтобы научить своего ребёнка быстрому и лёгкому чтению родители могут воспользоваться следующими приёмами.

  1. Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
  2. Предлагайте ребёнку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — помощница в улучшении техники чтения.
  3. Используйте приём параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним – про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняются ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

  1. Интересный приём для тренировки навыка чтения «Секретное письмо». На большом листе бумаги взрослый пишет какое-то слово с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Затем ребёнку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребёнка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника. А прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

Упражнения для улучшения техники чтения
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжить его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать ещё раз. Однако более 3-х раз не следует этого делать. Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребёнка.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребёнку объясняем так: «Теперь снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребёнок прочитывает текст до конца, но взрослый не останавливает его. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. Ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможности надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели техника чтения ребёнка заметно улучшится.

 «Бросок — засечка»
Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» ребёнок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Причины, тормозящие скорость чтения
Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т. е. читает целыми словами, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?
Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания.

   Природный темп деятельности
Обычно родители замечают, что их ребёнок медлителен, немножко «капуша». Вины ребёнка в этом нет. Темп деятельности является составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врождённым, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врождённым, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени способен прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного человека напоминает бег с препятствиями. Смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки.

  Регрессии
Это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространённый. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель прочитывает текст дважды. Проследите за глазами и речью ребёнка при его чтении. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2-3 раза для понимания, в чтении присутствуют регрессии.

Антиципации
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что это за слово по содержанию. Такой приём называется антиципацией, по-другому, догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение. Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Артикуляция
Недостаточная подвижность речевого аппарата может также служить одной из причин, тормозящей скорость чтения. Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.
Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто темп речи у этих детей медленнее, чем у остальных.

Малое поле зрения
Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки глаз. Повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Поэтому для увеличения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий.

Уровень организации внимания
Роль внимания при чтении также велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Очень часто внимание младшего школьника становится неустойчивым, как только материал становится скучным, эмоционально непривлекательным. Снижению концентрации внимания, устойчивости в процессе чтения способствует большой объём и непривлекательность содержания книги. Большая книга у слабо читающего ребёнка вызывает негативную реакцию. А если содержание книги непонятно и неинтересно, то чтение её будет носить формальный характер. Поэтому подбирайте книгу, по объёму и содержанию соответствующую уровню техники чтения ребёнка и его интересам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.