«Жил портной один умелый, знал прекрасно свое дело»

Профессиональной швее и портному мы обязаны своими любимыми брюками, роскошными платьями, строгими блузами. Разноцветный и богатый мир «повелителей иголок» — это всевозможные ткани, кожа, ленты, нитки, пуговицы, лекала… Стоит им сесть за швейную машину — и на свет появляются красивые и практичные вещи, без которых невозможно представить нашу жизнь. Попробуем разобраться в том, люди каких профессий помогают нам выглядеть красиво, модно и элегантно.

Портной и швея: кто есть кто

Многие часто путают профессии швеи и портного. Профессия портного — очень древняя, и во все времена она считалась почетной. Название произошло от древнерусского слова «порть» — «одежда, материя». Портной выполняет все виды работ по пошиву и ремонту одежды для конкретного заказчика. Вручную и с помощью швейного оборудования он подрезает, сшивает детали кроя, проводит утюжильную обработку деталей и готового изделия. Результат работы портного — различные швейные изделия, выполненные по индивидуальным заказам.

Профессия швеи появилась с развитием массового производства одежды. Первая фабрика по пошиву одежды была открыта в XIX веке. Задача швеи — соединить детали кроя с помощью швейного оборудования. Швеи трудятся в бригаде, где каждая работница выполняет определенную операцию.

Портной отличается от швеи более высокой квалификацией, он может отшить изделие от начала и до конца, включая раскрой изделия по готовым лекалам, перенос меловых линий, дублирование прокладочными материалами, разметку контрольных линий и знаков и прочие операции, тогда как швея специализируется на выполнении какой-то одной операции — например, обрабатывает все детали или только определенный узел швейного изделия на швейной машине. Как правило, портной работает в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам, а швея — в условиях массового производства на фабрике, где все операции швейного процесса четко распределены между работниками.

Есть общие требования к этим профессиям. Портной и швея должны обладать такими качествами, как аккуратность, усидчивость, терпение, умение быстро переключаться с одной операции на другую. Им необходимы хорошее зрение, объемный глазомер, развитая мелкая моторика, ведь портной и швея работают с мелкими предметами: иголками, булавками, деталями механизма швейного оборудования. Кроме того, при выполнении профессиональных обязанностей портному очень пригодится безупречное чувство стиля, скрупулезность, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, фантазия и воображение, креативность, знание математики (точнее, геометрии), способность разбираться в свойствах и качествах материалов, навыки черчения и рисования, умение читать чертежи и представлять по ним изделие. Обязательны знания конструкции, основных частей, деталей одежды, приемов выполнения машинных, ручных, утюжильных работ, регулирования швейных машин и многое другое. Все это создает полный портрет «повелителя нитки и иголки».

Профессии «Швея», «Портной» тесно взаимосвязаны с профессиями «Закройщик», «Оператор швейного оборудования», «Конструктор-модельер» и другими, а также между собой.

Закройщик — специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды, обуви и прочих изделий из текстиля и кожи. Он работает непосредственно с заказчиком швейного изделия, выявляет его потребности, дает рекомендации по выбору фасона изделия, оформляет паспорт заказа, снимает мерки с фигуры клиента, зарисовывает эскиз модели, строит конструкцию изделия, изготавливает лекала, производит раскрой ткани на детали кроя, а также перекраивание деталей одежды при ее ремонте. Сшивание деталей в готовое изделие производит швея или портной.

Оператор швейного оборудования ведет процесс обработки деталей средней сложности на швейном автоматическом или полуавтоматическом оборудовании, обеспечивает его бесперебойную работу, устраняет мелкие неполадки; производит контроль качества кроя, соответствия цвета деталей, изделий, ниток, пуговиц и прикладных материалов.

Контролер материалов, изделий и лекал контролирует качество и определяет сортность различных швейных изделий и отделочных материалов в соответствии с образцами-эталонами, стандартами, техническими условиями; качество лекал, раскладок, зарисовок раскладок, кроя, а также качество и промер длины и ширины различных материалов и трикотажных полотен на оборудовании.

Демонстратор одежды демонстрирует и рекламирует модели одежды, различные аксессуары на показах мод, выставках, в демонстрационных салонах; участвует в кастингах, репетициях при отработке показа моделей одежды, в экспериментах по созданию новых моделей, фото- и видеосъемках рекламного характера.

Швея, портной всегда могут пошить для себя или своих домашних любую одежду самостоятельно, используя для этого как новые отрезы ткани, так и устаревшие предметы гардероба, поэтому практически не сталкиваются с ситуацией «нечего надеть», даже если испытывают материальные трудности или по причине нестандартной фигуры не могут подобрать подходящую одежду в магазине. Умение создавать яркие и красивые модели позволяет портному всегда модно и стильно одеваться, не тратить огромное количество денег на приобретение предметов гардероба от ведущих домов моды. Эти профессии актуальны во все времена, и если вы их выберете для себя — вы не ошибетесь. Специалисты, способные пошить одежду будут нужны всегда и везде, и это их главное преимущество: даже если у мастера нет крупных заказов, то всегда найдется какая-нибудь мелкая работа (подшить брюки, укоротить блузку, перелицевать старое пальто). А если есть работа, будет, и стабильный доход, причем доход у портных солидный. Набор приспособлений для шитья (иглы, нитки, швейные машины) легко доступен и имеется практически в каждом доме, поэтому специалист всегда может не только подработать, но и открыть собственное дело без крупных финансовых вложений.

Работники швейной промышленности риску, ют не угодить массовому покупателю, если партия одежды шьется не на заказ. Кроме того, может произойти порча материала из-за неправильного моделирования или неверно изготовленного лекала. Работа портного не связана с особыми «вредностями» или угрозой для жизни, но довольно сложная психологически, поскольку приходится постоянно подстраиваться под меняющиеся желания покупателей. Работникам швейных фабрик приходиться мириться с шумом и пылью. Самые уязвимые органы швей и портных — глаза и позвоночник, поэтому очень важно регулярно выполнять несложные физические и расслабляющие упражнения.

Варианты получения профессии

Обучение профессиям «Швея» и «Портной» на протяжении 45 лет осуществляет Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности. В настоящее время колледж предлагает не только широкий выбор профессий, но и разный уровень образования. Большинство профессий являются интегрированными: обучающиеся одновременно получают две и более квалификации (швея, портной; швея, портной, оператор ЭВМ; раскройщик материалов, оператор ЭВМ; швея, парикмахер; слесарь-ремонтник швейного оборудования, оператор ЭВМ), что обеспечивает гарантию трудоустройства выпускников, расширяет зону их профессиональной компетентности и повышает степень конкурентоспособности на рынке труда. С сентября 2000 г. в колледже осуществляется двухуровневая подготовка учащихся. На основе профессионального образования по профессиям швея, портной можно продолжить обучение по специальности «Технология швейного производства» с получением квалификации техник-технолог. Выпускники колледжа могут получить высшее образование в сокращенные сроки по специальностям «Конструирование и технология швейных изделий», «Конструирование и логин швейных изделий из кожи», «Технология пряжи, тканей, трикотажа и нетканых материалов» в Витебском государственном технологическом университете.

Выучиться на швею, портного можно также в Брестском государственном колледже сферы обслуживания, Барановичском государственном колледже сферы обслуживания, Минском государственном ПТК легкой промышленности, Минском государственном ПТК сферы обслуживания и других учреждениях образования Республики Беларусь. Овладеть швейным мастерством можно и на курсах, и в различных учебных комбинатах на базе школ. Еще один вариант — практическое обучение непосредственно на швейном предприятии, где постепенно можно вырасти из ученика в мастера. В любом случае нужно быть готовым к тому, что, даже имея диплом вуза, некоторое время придется поработать обычной швеей или портным в салоне, чтобы набить руку. Чем больше при этом у вас будет клиентов, тем лучше.

Профессия в истории

Необходимость в швейных услугах появилась еще в каменном веке, когда человеку впервые пришла идея защитить свое тело одеждой. Первобытные люди носили одежды из звериных шкур, сшив их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую заостренную пластинку из камня.

Значительно позже появились стальная игла и льняная нитка, и много десятилетий они оставались главным инструментом швей и портных. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани.

Первые портные появились в Древней Греции в III в. до н. э. Они, исключительно мужчины-ремесленники, работали в мастерских — эргастериях, где существовало разделение труда: портной-мастер был начальником коллектива и лично занимался шитьем изделия, все остальные выполняли подготовительную работу (подготовку материала, нарезку, прессовку). В Риме ремесленники объединялись в гильдии, имевшие достаточно узкую специализацию.

С конца VTII в. это ремесло существовало как часть натурального хозяйства. Им занимались исключительно крестьяне, платившие оброк производимой продукцией (кусками льна, шерстью, ткаными полотнами). В те времена существовали особые мастерские, были и бродячие мастера, которые ходили из селения в селение и шили одежду и обувь для местных жителей.

С развитием городов получили широкое распространение цеха. Звание мастера можно было получить, только пройдя специальную подготовку на протяжении определенного промежутка времени. В специальных мастерских плести кружева обучали девочек, там же они могли получить навыки вышивания и вязания. Небогатые родители отдавали своих сыновей в юном возрасте в ремесленные мастерские и вносили плату за обучение. Ремесленник кормил ученика и обучал его основным умениям и навыкам. На начальном этапе мальчика учили обращаться с ниткой и иголкой, только после этого он начинал овладевать искусством кроя. Через 5-8 лет ученика переводили в разряд подмастерьев. Он уже имел право создавать семью и получал небольшое жалование. К тому же подмастерье мог переходить к другому мастеру. Обучение заканчивалось после того, как он самостоятельно изготавливал костюм: в те времена это была своего рода дипломная работа. Так что получить место в ателье можно было только после длительного периода обучения.

В средневековой Европе портной был уважаемым человеком. Хорошие мастера имели честь одевать самих королей и королев. Изделия портных приравнивались едва ли не к произведениям искусства. И при этом каждый последующий наряд не был похож на предыдущий! Хотя эта профессия была весьма уважаемой, портной никогда не считался ровней аристократии, даже несмотря на свой успех и богатство. Особый статус профессия получила примерно в XV веке, когда зародилось понятие «мода».

Основными инструментами портного раньше были ножницы, игла и утюг. Швейные машины появились в XVII-XIX вв. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. С помощью швейной машины можно было не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

Первая швейная фабрика появилась в XIX в., и именно тогда профессия швеи стала востребованной. Такой она остается и сегодня, а швейное дело становится все более престижным и перспективным. Работа в этом направлении предоставляет человеку массу возможностей для творческой реализации, карьерного роста и перспективы работать «на себя». Все зависит исключительно от энтузиазма и влюбленности в свое дело. (При подготовке статьи использованы материалы сайтов jobs.ua, atelierstar.ru.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Силаева, М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам / М. А Силаева. — 7-е изд., перераб. — М., 2012. — 528 с.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.