Почему же так важно развивать мелкую моторику ребёнка? Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у детей — развиваем и языковой аппарат.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ
Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
ЛЕПКА
Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у детей. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. Можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь способствует развитию памяти и воображения.
ИГРЫ-ШНУРОВКИ
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.
ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения как:
- рисование линий, фигурных дорожек;
- штриховки с различным направлением движения руки;
- рисование по точкам;
- раскрашивание.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ
Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту ребенка. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать для развития мелкой моторики детям в 2-3 года, но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно:
– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;
– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;
– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
— во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
-во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
-в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.