Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
Для родителей важно быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.
Вообще, влюбленность — это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне — значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюбленности своего ребенка — значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью.
По статистике, в 4–7% случаев первая влюбленность ведет к браку.
Подростковая первая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно.
— Как подростки переживают первую любовь?
— От чего зависят эти переживания?
— Имеются ли различия между подростками в переживании чувства первой любви?
Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда, ведь известно, что глаза — это зеркало души:
— широко открытые («вытаращенные») глаза — удивление, изумление;
— полностью открытые глаза — мечтательность, сентиментальность;
— закрытые, «занавешенные» глаза — скука, покорность;
— суженный или прищуренный взгляд — хитрость, коварство;
— сверкание глазами — нервозность, агрессия;
— сужение или расширение зрачка — возбуждение, страх.
Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:
— прямой взгляд — готовность к контакту;
— взгляд, направленный вдаль, — раздумье, сомнение;
— взгляд, направленный «сквозь» партнёра, — скрытая агрессия;
— взгляд, направленный мимо партнёра, — эгоцентризм;
— взгляд сбоку — скепсис, цинизм;
— суженный взгляд сбоку — пренебрежение, презрение;
— взгляд снизу — покорность;
— взгляд сверху вниз — гордость высокомерие;
— «уклоняющийся взгляд» — робость, боязливость.
Наблюдайте за мимикой вашего ребёнка, и вы многое сможете понять.
На вопрос, обращенный к мальчикам: «Что такое любовь?», они отвечают: «Это чрезмерный всплеск положительных эмоций, связанных с бессознательными влечениями», или «Это — сильное эмоциональное переживание», или «Это — неконтролируемые импульсы», либо ставят прочерк, видимо, не зная, как это чувство можно выразить словами. У мальчиков любовь связана с расходом энергетических ресурсов и слабо представлена в виде каких-либо осознанных содержаний.
Для девочек-подростков свойственно доминирование платонических отношений над сексуальными. При опросе девочек ответы имеют явную содержательную составляющую, и делятся на две группы: положительные высказывания и отрицательные. К первым относятся следующие высказывания:
«Это — привязанность, доверие к любимому человеку, когда ты можешь поделиться с другим своими чувствами и переживаниями», или
«Это — позитивные переживания, принятие другого человека, уважение другой точки зрения, стремление души, телесное стремление, идеализирование положительных качеств и вытеснение отрицательных», или «Это — нежное чувство, уважение, все хорошее»,
«Это — он и она».
К отрицательным высказываниям относятся:
«Любовь — это болезнь, от которой нет лекарства»,
«Это — страшное, но очень желанное чувство, готовность посвятить свою жизнь другому» и др.
В высказываниях девочек практически всегда присутствует некто «другой», «любимый», «он», которого чувствуют и понимают, даже не всегда ожидая ответного чувства.
Итак, любовь для подростка — чрезвычайно важное и жизненно необходимое чувство. Человеку, не пережившему подростковую любовь, встреча с любовью в более старшем возрасте стоит гораздо больших душевных страданий.
В чем же заключается роль взрослого на этом этапе?
1) Любви нужно учить. Конечно, любви не учат, как игре на фортепьяно, но нужны образцы, опыт, впитываемые с детства из самого воздуха семейной атмосферы.
2) Не нужно избегать разговоров, касающихся темы любви и аспектов, с ней связанных и волнующих подростка.
3) Родителям следует доверять своему ребёнку.
4) Не защищайте подростка от любви.
5) Воспитывайте в детях веру в силу любви.
6) Учите бережно расходовать свои чувства. Постарайтесь довести до ребенка мысль о том, что любовь — великая сила, но при неправильном использовании она может быть разрушительной!
7) Помогите подростку понять, что любовь — интимное чувство, не нужно выставлять его напоказ.
Любовь не терпит лишних слов и хвастовства.
8) Не читайте моралей, исключите нравоучительный тон.
Как важно выбрать правильный тон! Как важно не обидеть неловким словом ранимого настороженного подростка.
9) Помогите подростку понять, что любовь — это ответственность.
Внушайте детям, что любовь только тогда нравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. Чувство, не облагороженное разумом, не озаренное мыслью о будущем, плодит горе и страдания, опустошает души тех, кто имеет несчастье быть дитем такой любви.
Для ребенка в семье надо создать такие условия, где он на собственном опыте мог бы убедиться, что любовь — это открытость сердца и огромная требовательность к себе.
Памятка для родителей:
- Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
- Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
- Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
- В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
- Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
- Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.