17 марта 2023 года для родителей наших учеников в школе прошло заседание родительского университета “Как уберечь ребенка от зависимости”.
Родители совместно с педагогом социальным определили понятие “зависимость”, изучили симптомы разных проявлений зависимости, определили причины и обосновали рекомендованные варианты избавления от зависимостей.
Родительский университет
«Как уберечь ребенка от зависимости»
Тема нашего собрания “Как уберечь ребенка от зависимости”. Для начала дадим определение слову “зависимость”.
- Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.
Зависимость бывает химическая и нехимическая.
К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.
Курение следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.
Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:
1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,
3) “падает” зрение,
4) появляются проблемы с лишним весом.
5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
- Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
по 6-10 часов проводит за компьютером;
у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры, забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
становится более агрессивным;
трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
III. Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
- Подросткам в возрасте до 16 рекомендуют работать за компьютером не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
- Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию.
- Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн- друзья.
- Не забывайте это делать и сами.
- Учите ребенка наслаждаться прогулкой на природе.
- Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми.
- Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это — редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
- А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.
а) Психологические:
- Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
- Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
- Потеря интереса к прежним увлечениям — спорту, хобби;
- Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
- Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
- Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
- Нарастающая скрытность и лживость;
- Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
- Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
- Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
- Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.
б) Физические признаки:
- Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
- Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
- Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
- Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
- Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
Быстро портящиеся зубы;
- Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
Рекомендации:
Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.
Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.
И последнее. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.
Закончить своё выступление хочу таким стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача! Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это праздник, семейные даты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!