Педагогические профессии занимают особую нишу в жизнедеятельности общества. Всех их отличает предельное благородство миссии, явная ориентация на социальный заказ, высокий уровень общественных ожиданий, необходимость сформированности у представителей этой профессии ряда качеств и способностей: нравственных, лидерских, коммуникационных, организаторских, волевых, интеллектуальных и др. В предельно обобщенном виде профессия педагога подразумевает организацию, обеспечение, сопровождение образовательного процесса (обучения, воспитания, развития личности). Однако, наряду с общими, базовыми отличиями педагогической деятельности от всех иных, в каждой из разновидностей педагогических профессий есть своя специфика. Она обусловлена конкретными целями и задачами той или иной сферы педагогического труда. Эти цели и задачи мы находим в различных нормативных документах (в первую очередь, образовательных стандартах), регламентирующих содержание деятельности педагогов в детских садах и школах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогических и психологических службах, детских домах и центрах дополнительного образования и др.
Специальность | Содержание деятельности | Результаты деятельности |
Педагог в области
дошкольного образования |
Физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Формирование у детей раннего и дошкольного возраста навыков физической культуры, элементарных математических представлений, представлений о жизни в обществе, взаимоотношениях человека и природы. Развитие речи и культуры речевого общения, обучение грамоте, приобщение к искусству |
Разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями |
Педагог в области
начального образования |
Адаптация учащихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика. Выявление и развитие учебно-познавательной мотивации, создание условий для включения учащихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и другие). Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру, готовности к познанию закономерностей развития природы, общества, человека | Выявление способностей и склонностей учащихся младшего школьного возраста, развитие их познавательных интересов и индивидуальности. Воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Формирование общеучебных умений и навыков, базовых знаний, умений и навыков чтения, письма, счета, общения, здорового образа жизни и безопасного поведения |
Педагог в области физической
культуры |
Развитие у учащихся отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности. Формирование навыков здорового образа жизни; укрепление здоровья учащихся и разностороннее физическое развитие и др.
|
Формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей |
Педагог в области социального и психолого-педагогическое образования | Организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении. Содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении и др. | Создание условий для полноценного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении |
Специальное и инклюзивное образование | Обеспечение специальных условий для овладения учащимися с особыми образовательными потребностями основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Формирование у них готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности и др. | Повышение качества жизни учащихся с особыми образовательными потребностями через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья |
Педагог
с предметной специализацией |
Создание условий для овладения учащимися нормами культуры, знаниями и умениями (решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации и др.) в процессе освоения гуманитарных, естественнонаучных и социокультурных учебных предметов | Овладение учащимися основами наук, навыками умственного и физического труда, формирование у них навыков познавательной деятельности, формирование системного мировоззрения и гуманистических ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм. Формирование здорового образа жизни, опъгга безопасного поведения, формирование активной жизненной позиции, готовности к профессиональному самоопределению, продолжению образования |