Дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

!!!

     Сегодня мы поговорим о воспитании мальчиков и девочек. Один французский психолог составил тест. Каждый родитель с его помощью может проверить, насколько верны его представления о психологических особенностях ребёнка.

Тест для родителей «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»

      Отметьте знаком «+» утверждение, с которым согласны, и знаком «-» — с которым не согласны.

1.     Девочки более послушны, чем мальчики.

2.      Девочки лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3.      Мальчики лучше могут оценить сложное положение.

4.      Мальчики стараются всегда отличиться.

5.     Мальчики больше одарены в математике.

6.     Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.     Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8.     У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая.

9.     Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10.                       Мальчики агрессивнее.

11.                       Девочки менее активны.

12.                       Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу людей.

13.                       Девочки более ласковы.

14.                       Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15.                       Мальчики более предприимчивы.

16.                       Девочки более трусливы.

17.                       Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18.                       Девочки реже соперничают между собой.

19.                       Мальчикам более важно сообщить о себе, продемонстрировать свои способности.

20.                       У мальчиков больше склонностей к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Комментарий психолога

1.     В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2.     Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях, разве что в возрасте 6-9 лет.

3.     Это не так. Девочки могут решать сложные задачи ( проблемы) не хуже мальчиков.

4.     До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5.     Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но на самом деле это не так.

6.     Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат не плакать.

7.     До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.

8.     Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова.

9.     До наступления половой зрелости разницы нет, после мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница между мальчиками и девочками усиливается.

10.           Мальчики становятся агрессивными в два-три года, когда начинает формироваться личность.

11.           Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно ( в драках, например). В то же время девочки не столь шумны, но не менее целенаправленны.

12.           Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм. Собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.

13.           До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.

14.           Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15.           В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек разницы нет. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки.

16.           Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17.           Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18.           Всё зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19.           Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более уверены в себе.

20.           В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

    С помощью этого теста ВЫ определили, насколько ваши представления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога.

    Современное семейное и школьное воспитание требует обязательного учёта половых особенностей детей. Родителям и учителям необходимо учитывать факторы, определяемые гендерными различиями психики.

Психологические особенности мальчиков и девочек

     Школьная адаптация у мальчиков протекает хуже, чем у девочек.

К концу учебного года утомляемость у мальчиков 6-10 лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности.

    Интерес к решению трудных задач у мальчиков проявляется при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки – в смешанной группе.

    Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. А у мальчиков внимание к девочкам выражается во внешней агрессии.

    Мальчики более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а девочки в языках.

    У мальчиков уровень невротизма выше, чем у девочек, но к 4 классу эта разница стирается.

    Мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре своё место, вызвать интерес к себе. Девочкам важно одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, красивых игрушек и т.п.

Рекомендации по воспитанию и обучению мальчиков и девочек

     Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим.

     Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы – взрослые.

     Требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

     Никогда не ругайте ребёнка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь при этом с высоты своего авторитета. Сейчас он знает и умеет это хуже вас. Пройдёт время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас.

      Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

      Для мальчика излагайте кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, ребёнок перестанет вас слушать и слышать.

      Не спешите высказывать своё негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

      Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий, например: «Молодец, правильно ( быстро, хорошо, отлично) сделал!»

     Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»

     При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.

     Не забывайте, что ваша оценка поведения или результатов деятельности ребёнка субъективна и всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в ребёнке то хорошее, что не заметили вы.

      Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений.

       Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

       Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.

      Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

Хочется подчеркнуть, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.