Будущие родители с рождением ребёнка связывают исполнение своих ожиданий и надежд, которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. Однако, иногда вопреки всем планам в семье появляется ребёнок, не похожий на других детей. Специалисты называют его «ребёнком с особенностями психофизического развития». В ряду довольно распространённых детских болезней последнего времени стоит детский аутизм.
Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах.
В настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но необходимо выделить среди них основные:
— наследственный фактор;
— органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией;
— перенесенные заболевания;
— неблагоприятные условия воспитания и окружения;
— психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют ит.п. при лишении родителей родительских прав.
Детский аутизм имеет свои основные особенности:
— отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;
— характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта « глаза в глаза»;
— ребёнок не откликается на имя при сохраненном слухе;
— отмечается расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;
— ребёнок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету;
— ребёнок не обращается за помощью;
— использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);
— совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);
— совершает « ритуальные» действия (например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери);
— не пытается играть в сюжетно-ролевые игры ( не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);
— дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:
— неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;
— использование периферического зрения;
— привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);
— ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;
— недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;
— склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;
— такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают очень разнообразные варианты проявления этого заболевания, поэтому, как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин « расстройства аутистического спектра – РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств. Частота встречаемости РАС выше, чем изолированных глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкозаболеваний, а в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех. Если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте, что в Беларуси вы не одни.
В конце 2011 года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители».