Повальная мода нынешнего времени оцифровывать все подряд — мультфильмы, картины, тексты, звуки — обошла стороной цифровую поэзию. А напрасно.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью.
(Например, «Алекс Юстасу…») Кое-кто может возразить: мол, какая же это поэзия — где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что поэзия, как известно, не терпит суеты. Итак, прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить — получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию.
Толстокожим занудам, предпочитающим «поэзию хотдогов и мобильников», не попавшим под обаяние ритма и ждущим практической отдачи, сообщаю, что цифровая поэзия — идеальное средство обучению теории стихосложения.
Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных; наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть с ударением он или без ударения) различаются пять родов стоп, которые называются:
- ямб (1; для сисадминов поясню — один, ударение на втором слоге);
- хорей (8 — восемь, ударение на первом слоге);
- дактиль (1000 — тысяча, ударение на первом из трех слогов);
- амфибрахий (13 — тринадцать, ударение на втором из трех слогов);
- анапест (50 — пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов).
Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
- трехстопный ямб
12 22…
- четырехстопный ямб
12 20 22…
- пятистопный ямб
4 42 4 2 1…
- трехстопный хорей
100 40 1 (или 141)…
- четырехстопный хорей
48 39… (для тех, кому все еще трудно, — «Наша Таня громко плачет»)
- трехстопный дактиль
1000 300 4…
И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами. Все цифры у вас под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.
Присылайте свои экзерсисы, самые удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы». Кстати, почитатели цифровой поэзии, как часто бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых»), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:
Sin(19)
+ корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6
(Что такое интеграл шести не будем уточнять — уж больно забористо звучит, а может, и такой откроют.) Так что каждому надо определиться — с кем он. И начинать.
Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках: длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.
Ну вот, если начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало нынешнего, понятно. Окуните ваши кисти.
P.S. Уже поставив точку, я обнаружил на литературной Яхте «Лопе де Вега» замечательную страницу, посвященную цифровым стихам. Так что процесс, как говорил известно кто, пошел.