Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.
Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу.
Темпо- ритмическая организация речи может нарушаться как вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата (тогда мы говорим о заикании), так и без него (речь о спотыканиях и запинках).
Это чисто артикуляционные расстройства! В коррекционной работе будет преобладать либо фиксация внимания на дефекте (это поможет в случае не судорожного характера нарушения), либо наоборот, поскольку у истинно заикающегося ребенка это лишь усугубит имеющееся нарушение.
Причины появления:
— появление на фоне «отстающего» речевого онтогенеза;
— неопределенность мозга, какое из полушарий главное. Левое – в большей степени отвечает за речь, оно также упорядочивает информацию. Правое – отображает яркие события, отвечает за эмоциональные картины, художественный вкус, и информация в нем хранится более хаотично;
— невротическая. Мозг работает правильно, но длительное время испытывает действующий стресс.
Может быть наследственным и когда «тревожные» родители как бы «заражают» ребенка. Относительно заиканий от испуга – это не причина. Не все дети, испугавшись, начинают заикаться.
В случаях с заиканием почти всегда оказывается нарушенным кровоснабжение шейного отдела позвоночника, чаще в области 1\2 и 5\6 позвонков. Данную патологию помогают преодолеть остеопаты – по сути, это мануальные терапевты, ощущающие руками структурные изменения тканей. Рекомендуется также прослушивание музыки В.А.Моцарта, как доказавший свое положительное влияние метод. И он по силам родителям. Надо уяснить, что в ситуации, когда ребенок вдруг стал спотыкаться, повторять начальные слоги, первоочередная мера состоит в ограничении раздражителей нервной системы. В первую очередь, отказываемся от телевизора и мобильных телефонов. Сложная цепочка электромагнитного воздействия на мозг самих приборов, раздражения зрительного анализатора, ну и не совсем законных использований различного рода программаторов (в рекламе, особенно, и в мультиках, нарисованных с помощью компьютерной графики) перестанут делать свое «чёрное дело». Также есть смысл отказаться от особо подвижных игр, дабы не перевозбуждать нервную систему и ограничить посещение массовых и зрелищных мероприятий. Для заикающегося ребенка даже поход в цирк — стресс, хоть и положительный.
Мальчики подвержены больше данному недугу, но и лучше корректируются, наследственность играет огромную роль, ну, и без медикаментов в случаях истинного заикания почти никак не обойтись, хоть они и растительного происхождения. Вообще, следует запомнить, что в случаях заикания нет избавления – есть преодоление дефекта.
Основные методики по устранению заикания работают в сознательном возрасте. Логоритмика – одно из ведущих направлений в решении проблемы детского заикания.
Многие слышали о пользе режима молчания. Суть в том – чтобы расслабить артикуляционный аппарат, а для этого надо не то, что не говорить, а практически не думать. Ведь даже если мы молчим, то проговаривая про себя самые простые мысли, наши мышцы языка непроизвольно сокращаются. Поэтому в современной практике (особенно в речевых группах по заиканию) логопеды работают в тандеме с неврологами, когда с помощью лекарственных препаратов создается идеальный режим молчания, но из которого потом, сказать по правде, сложно выходить.
Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не разучивают детских стихов, не обращают внимания на неправильное произношение. Но если речь ребёнка не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у ребёнка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.
Логопед часто работает в содружестве с врачом-неврологом. Дефектолог может увидеть микросимптоматику неврологического характера, но назначить медикаментозную поддержку – только в компетенции доктора!
Поэтому если логопед-дефектолог выявляет не просто фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а что-то иное, то уполномочен порекомендовать посетить невролога, стоматолога, психолога, ортофониста или сурдолога, к примеру. Если рассматривать комплексную помощь, то в обратном направлении это работает следующим образом: при посещении обычной детской поликлиники или при оформлении в детский сад — специалисты-медики дают направление к логопеду, когда видят в этом необходимость.
Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать ребёнка правильному произношению, построению фразы. Задания должны быть посильны для ребёнка и не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо поощрять его успехи.
Без активного участия ребенка речевая работа с ним не будет эффективной. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и сверстников. Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что иногда он говорит неправильно. Но делать это тактично, без ущемления его достоинства, проводя постоянную работу по развитию и усовершенствованию его речи. Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).
Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.