Задания по формированию читательской грамотности на примере текста стихотворения в прозе «Воробей» И.С.Тургенева.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1879
Блиц-викторина «Для внимательных читателей».
- Откуда возвращается главный герой?
- Назовите кличку собаки главного героя.
- В каком месте происходит событие?
- Какая птица привлекла внимание главного героя?
- Из каких деревьев состояла аллея?
- Кто сравнивается с камнем в тесте произведения?
- Кто попятился в самый напряжённый момент действия?
- Что автор называет высокой и безопасной?
- Какая погода стояла во время описанного события?
- Кто сравнивается с громадным чудовищем?
- К кому автор обращается с просьбой не смеяться?
- Кого автор называет взъерошенным и искажённым?
Задание «Расположи события по порядку».
1)Воробей бросается спасать своё детище, 2)главный герой восхищается поступком воробья, 3)собака что-то учуяла, 4)Трезор пятится назад, 5)собака направляется в сторону птенца, 6)воробей камнем падает с дерева.
Задание «Подбери заголовок». Участники предлагают свои варианты названий текста.
Тема текста: … .
Основная мысль текста: … .
Найдите в тексте уменьшительно-ласкательные слова. Для чего использует их автор?
Эпитет «смущённый» употреблён в произведении в значении:
а) «стеснительный», б) «удивлённый», в) «пристыженный».
Подберите собственные синонимы к эпитету «героической».
Какой знак препинания у И.С.Тургенева вы считаете самым необычным? Разъясните его значение.
Докажите, что в тексте использована антитеза. Для чего она необходима И.С.Тургеневу.
Как вы думаете, в чём иносказательность текста «Воробей?»
Задания по формированию читательской грамотности на примере текста «Берегите знаки препинания»
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял восклицательный знак и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял вопросительный знак и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал собственных идей, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания! (По П. Каневскому).
- Внимательно прочитайте текст.
- Какой из заголовков можно отнести к данному тексту: а) «Чтобы знаки препинания не терялись»; б) «Берегите знаки препинания!»; в) «Жизнь без сложных предложений»; г) «Как перестать задавать вопросы».
- Стиль данного текста: а)художественный; б)научный; в) публицистический; г)официально-деловой.
- Тип данного текста: а) описание; б)рассуждение; в)повествование с элементами рассуждения; г)повествование.
- Основная мысль текста содержится в предложении: а) «Берегите знаки препинания!»; б) «За несложными фразами пришли несложные мысли.»; в) «Никакие события не вызывали его любопытства.»; г) «Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.».
- Какие из подтем не нашли отражения в тексте: а) «Человек стал безграмотным»; б) «Человек потерял двоеточие»; в) «Человек потерял кавычки»; г) «Человек потерял многоточие».
- Выражение «дошёл до точки» в тексте имеет лексическое значение: а) «увидел знак препинания в конце предложения»; б) «потерял себя как мыслящего человека»; в) «стал относиться ко всему без эмоций»; г) «перестал объяснять людям свои поступки».
- Лексическое значение слова «цитировал» в тексте соответствует значению: а) «выразительно читал»; б) «записывал в конспект»; в) «произносил речь»; г) «приводил мысли других людей».
- Мысли автора выражены только простыми предложениями в следующих абзацах: а)1,4,6; б)2,4,5; в)3,5,6; г)1,4,5.
- Текст автор заканчивает: а)повествовательным восклицательным предложением; б)побудительным невосклицательным предложением; в)вопросительным восклицательным предложением; г)побудительным восклицательным предложением.
- Какое из приведённых из текста местоимений «четвёртое лишнее» и почему? Его, он, всё, они.
- Выпишите из текста существительное, которое является собственным.
- Выпишите глагол, который является возвратным: возмущало, радовало, относился, объяснять.