Изложение как вид итоговой аттестации для учащихся 9 класса

Предлагаем вниманию учащихся и родителей информацию о новых формах итоговой аттестации в 2022/2023 учебном году.

Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учащихся на основе текста-образца. Изложение способствует комплексному обучению учащихся всем видам речевой деятельности: —       аудированию (восприятие текста на слух),

  • чтению (зрительное восприятие, т.е. самостоятельное чтение),
  • говорению (пересказ текста устно или письменно),
  • письму (написание вторичного текста на основе исходного с соблюдением правописных норм).

Изложение способствует формированию метапредметных компетенций: критического мышления, креативности, навыков коммуникации.

Подготовительная работа к написанию изложения любого вида включает комплексный (языковой и понятийно-типологический) анализ текста-образца. В процессе аналитической работы над исходным текстом учащиеся учатся анализировать, синтезировать, выделять элементы текста, акцентировать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Оригинальный текст дает возможность показать учащимся логику построения текста, способы и средства связи предложений в единое целое, функциональные возможности изучаемых единиц в текстах различных типов и стилей речи, выразительные языковые средства. Работа над текстом, предшествующая письменному изложению, приобщает учащихся к лучшим образцам языка, повышает читательскую культуру, воспитывает культуру умственного труда и при правильном подборе материала способствует формированию у учащихся эстетических и нравственных ценностей.

Текст любого типа и стиля речи характеризуется тремя факторами: содержанием, композицией и речевым оформлением. Эти факторы определяют необходимость формирования у учащихся коммуникативных умений:- умений, связанных с пониманием и передачей содержания (восприятие текста, понимание и определение темы и основной мысли текста, типа, стиля и жанра речи; логика и последовательность изложения материала, взаимообусловленность тем и подтем, передача особенностей авторского изложения);- логико-композиционные умения (составление плана, определение способа и средств связи предложений и частей в тексте и др.);- речевые умения (отбор языковых средств в зависимости от стиля и типа речи);- умение редактировать текст, улучшать написанное. Языковой анализ текста помогает учащимся определять ключевые (опорные) слова текста, выявлять выразительные языковые средства, используемые автором для раскрытия темы и основной мысли текста, а также способствует развитию языкового чутья обучающихся. Понятийно-типологический анализ предполагает рассмотрение текста по трем направлениям (содержание, композиция, речевое оформление) на основе ведущих речеведческих понятий каждого направления.Комплексный (языковой и понятийно-типологический) анализ текста проводится по следующему плану: — определение темы и основной мысли текста, типа речи (выделение в первичном тексте большего объема фрагментов повествования, описания, рассуждения), стиля речи, подтем текста, вида и способов связи предложений, частей в тексте, — выявление выразительных языковых средств, используемых автором для раскрытия темы. Комплексный анализ текста учит учащихся видеть как внутреннюю, так и внешнюю форму текста, его структуру, в которой отражается специфика типа и стиля речи, а также выделять общие черты у разных текстов одного и того же типа и стиля речи. В процессе проведения комплексного анализа текста происходит усвоение речеведческих понятий на практическом уровне и формирование коммуникативных умений.Большое значение в обучении изложению имеет работа над планом. Составление его развивает умение выделять главные мысли, формулировать их, определять логику их взаимосвязи, приводить доказательства в виде цитат из текста. С помощью изложения осуществляется проверка уровня владения учащимися коммуникативно-речевыми умениями и навыками, умений правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания. В 2022 / 2023 учебном году по окончании обучения на II ступени общего среднего образования учащиеся будут сдавать экзамен в виде изложения. В качестве экзаменационного изложения предлагается подробное письменное изложение. Объём текста для экзаменационного изложения на выпускном экзамене соответствует нормам для ІХ класса (240–340 слов).

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного текста-образца с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных идейным замыслом автора. Задача подробного изложения – осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое, понять позицию автора, воспроизвести как можно более полно содержание первичного текста с соблюдением норм современного русского литературного языка.

Этапы работы над изложением.

  1. Первое чтение текста для изложения.
  2. Комплексный анализ текста (тема, подтемы, план, ключевые слова, словарная работа, выделение речевых и композиционных средств, обусловленных идейным замыслом автора, – при написании обучающего изложения с помощью учителя; при написании контрольного / экзаменационного изложения –самостоятельно).
  3. Устный пересказ текста (при написании обучающего изложения).
  4. Повторное чтение текста.
  5. Создание первого (чернового) варианта текста.
  6. Третье чтение текста (при необходимости и только при написании подробного изложения).
  7. Самопроверка, самостоятельное совершенствование (корректировка) изложенного текста.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.