“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.
Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.
Совет №1. Начните с простых текстов
Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.
Совет №2. Используйте комментированное чтение
Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.
Совет №3. Учите читать «между строк»
Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Однако не лишним тут будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.
Совет №4. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев
Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций — этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.
Совет №5. Задавайте нестандартные вопросы
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.
Совет №6. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами
Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на самом важном.