Часто приходится наблюдать, как из-за своей медлительности школьники отстают в учебе. Но не спешите ругать своих детей из-за двоек, которые они приносят из школы. Давайте разберемся в этом непростом вопросе. Оказывается, что есть такая особенность психики, как медлительность.
И как бы родители таких детей ни хотели, их дети стать быстрыми не могут, они такими родились. Здесь важно вовремя понять этот момент. Понять и помочь ребенку. У этих медлительных детей все особенное, начиная с нервной системы. Как следствие – медленная речь, соответственно – медленное письмо. Включаются в работу такие дети медленней других. От одного дела переходят к другому значительно трудней.
Необходима теория индивидуального подхода. Учителя на практике ничего не делают из-за нехватки времени (время урока слишком мало для того, чтобы применять индивидуальный подход к таким детям при большой численности классов). Таких детей поторапливают, требуя от них невозможного, или просто стараются не замечать. Вот тут-то и начинаются проблемы. Успеваемость резко снижается. Ребенок попадает в категорию не очень способных детей, а иногда их считают просто глупыми. А дело тут в том, что учителя и родители навязывают непосильный для ребенка темп работы. Способности ребенка здесь не играют роли.
С медлительными детьми и вести себя взрослые люди должны по-особенному. Потому что существенно замедляет подготовительный процесс у ребенка любое ваше недовольство, видимое раздражение или резкий окрик. Ребенок начинает нервничать, тем самым усугубляя процесс торможения. Медлительному ребенку на другой вид деятельности трудно переключиться – это еще одна особенность таких детей. Ему всегда надо дать дополнительное время на то, чтобы он успел нормально переключиться с одного задания на другое. Например, с математики переключиться на русский язык. Результат не замедлит сказаться. Ребенок справится с заданием прекрасно.
Помогая ребенку делать домашнее задание, следует разбирать все пройденное на уроке и заходить немного вперед таким образом, чтобы на следующем уроке ему было проще усваивать мысли и слова учителя. Такой небольшой запас избавит ребенка от возможных проблем, тогда догонять класс ему не придется. А таким детям особенно трудно догонять. Какой-то определенный смысл скрывается за медлительностью вашего ребенка. Проблема будет наполовину решена, если вы догадаетесь, какой. Быть может, наши советы помогут вам сделать это.
1. Поведение медлительного ребенка может быть нормальным. Это надо признать. В период развития ребенка бесцельное провождение времени считать нормальным. Примите это как должное. По мере взросления, изменится и поведение вашего чада.
2. Когда ребенок научится определять время по часам, он лучше будет понимать ваши требования сделать что-то конкретное к определенному времени. Научите следить за часами своего ребенка как можно раньше. Тогда вам будет гораздо проще добиться своей цели. Ребенок будет стараться делать все вовремя.
3. Только когда это продиктовано необходимостью, можно прерывать игру или занятие ребенка. Лучше заранее предупредить его о перемене деятельности, чтобы у него было время для того, чтобы перестроиться.
4. Все знают, что быть организованным – это хорошо. За быстроту и эффективность надо хвалить ребенка. После девяти лет ребенок прекрасно понимает, что хорошо быть организованным. Хвалите его за это.
5. Применяйте систему поощрения с помощью вырезанных из бумаги фигурок. Пусть это будут, например, рыбки или цветочки. За быстро и хорошо сделанную работу ребенок получает фигурку. Он получит награду за определенное количество фигурок. Наградой может быть и что-то вкусное, и билет в кино, и игра с друзьями. Или что-то из того, что ребенок любит.
6. Лучший эффект оказывает позитивный подход. Позитивного внимания много не бывает.
8. Чувство беспомощности появляется у ребенка, когда родители принимают любые решения за него. Он решил отказаться от не понравившегося ему дела, например, от обучения музыки. Не принуждайте его к этому. Все равно ничего хорошего из вынужденного занятия не получится.
9. Ваши пожелания должны быть простыми и понятными. Более взрослому ребенку не составит труда написать список дел на неделю. Тогда он без лишних ваших напоминаний будет сам знать – когда и какое дело должно быть выполнено.
10. Общайтесь с ребенком таким образом, чтобы у вас не было и тени сомнения в том, что ваше задание будет выполнено качественно и в определенный срок.
11. Только одно указание можно давать детям за один раз. «Выключи телевизор, а потом я тебе скажу, что будем делать дальше».
12. Обращаясь к ребенку с просьбой, смотрите на него. Здесь важен визуальный контакт. Кричать не надо на весь дом.
13. Интересуйтесь планами своего ребенка. Это поможет установить более прочный контакт между вами и доверительные отношения.
Если не помогают приведенные советы, то вам непременно следует обратиться к психологу. Желаем успехов.