Основная задача педагогического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей с нарушениями речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет). В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много письмов, гнездов»; «перы», «ведры»,); при согласовании числительных с существительными («пять мячев», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Упражнения с существительными
Родитель показывает картинки:
— Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
— Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель показывает игрушечного медведя:
— Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишутка и т.д.)
— Скажи об игрушках со словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
— Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
— Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
— А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
— Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
— О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
— Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
— Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
— Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, бегущим).
— Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
— Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
— Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
— Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
— Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
— Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
— Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
— Какие клички можно придумать котёнку, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
— На что похоже солнышко? (На мяч, шар, апельсин, цветок одуванчика).
— На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, щётку).
— На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Обогащение бытового словаря
В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо — суп. Это мелкие тарелки, для второго — котлет, гарнира. А это салатница — ее используют для салата».
Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.
Мама. Что мы поставили в сервант?
Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.
Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь. В таких беседах во время домашних дел можно не только уточнять обобщающие слова, но уточнять, вводить новые существительные, глаголы, прилагательные и т.д.