Учитель, без сомнения, — самая известная и востребованная можно сказать, что она по сути своей никогда не исчезнет. Это одна из тех базовых, исконных профессий, которые появились и развивались вместе с человеческой цивилизацией. И каждый новый виток общественного развития, каждая историческая эпоха усложняли задачи педагога, предъявляли новые требования к его мастерству.
Если в Древней Греции один учитель мог обучить своих учеников основам арифметики и письма, риторики и музыки, геометрии и астрономии, то сегодня педагоги — специалисты десятков разных направлений работают в детских садах и школах, колледжах и университетах, центрах коррекционной помощи и творческих студиях, в аудиториях и удаленно, в компьютерных сетях, пишут учебники и проводят тренинги, помогают раскрыть способности и таланты детям и взрослым.
Чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным, современный педагог постоянно совершенствуется в профессии. Это называют непрерывным педагогическим образованием. Первой ступенькой которого является педагогический класс!
С чего начать?
Чтобы понять, насколько разнообразен мир педагогической профессии сегодня, заглянем в Общегосударственные классификаторы Республики Беларусь «Занятия» и «Специальности и квалификации».
В первом найдем подгруппу 23 «Специалисты-профессионалы в системе образования». Там сказано, что «специалисты-профессионалы в системе образования исследуют, разрабатывают, совершенствуют концепции, понятия и методы в области педагогики, осуществляют их практическое применение и преподавание научных и практических знаний на разных уровнях».
В большинстве своем занятия, образующие эту подгруппу, отличаются высокой степенью сложности выполняемых работ, для осуществления которых требуется четвертый (высший) уровень квалификации, предполагающий наличие высшего образования, а в ряде случаев ученой степени.
Обязанности, выполняемые работниками указанной подгруппы, включают: преподавание знаний в различных областях науки и практическое обучение на разных уровнях образования; проведение научных исследований с целью разработки и совершенствования концепций, понятий и методов в педагогике; разработку учебников и методических пособий; консультирование по вопросам преподавания и обучения; разработку и практическое применение методов специального обучения людей с физическими недостатками; пропаганду знаний; инспектирование деятельности учреждений образования; подготовку и издание научных трудов, сообщений и статей. Специалисты-профессионалы этой подгруппы, как правило, отличаются высокой степенью самостоятельности выполнения работ, а в некоторых случаях могут осуществлять руководство другими работниками.
Во втором документе, Общегосударственном классификаторе «Специальности и квалификации», в систематизированном указателе специальностей общего высшего образования найдем профиль — «Образование». В нем размещены группы специальностей, которые охватывают различные области образования: дошкольное, начальное, предметное, психолого-педагогическое и др.
Если Вам интересна педагогическая профессия, Вы обнаруживаете в себе коммуникативные, организаторские, творческие способности, внимательно изучите таблицу, которая составлена по материалам систематизированного указателя. Уверены, что Вы найдете себе профессиональное занятие по душе.
Какую область образования выбрать? (профиль) | На кого пойти учиться?
(специальность) |
Кем возьмут работать?
(должность) |
Область дошкольного и начального образования | Педагог в области дошкольного образования | Воспитатель дошкольного
образования Педагог дополнительного образования |
|
Педагог в области начального образования | Учитель
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования |
Область физической культуры | Педагог в области физической культуры | Преподаватель Учитель
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования |
Сопровождение
образовательного процесса |
Педагог в области социального и психолого-педагогического образования | Педагог социальный Педагог-организатор Педагог-психолог
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) |
|
Специальное и инклюзивное образование |
|
Предметная специализация | Педагог в области исторического образования | Преподаватель Учитель „
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования |
|
Педагог в области филологического образования (белорусский язык и литература, русский язык и литература, иностранные языки) |
|
|
Педагог в области природоведческого образования (география, биология, химия) |
|
|
Педагог в области физико-математического образования (физика, математика, информатика) |
|
Педагог в области технологического образования (технический и обслуживающий труд, техническое творчество) | ||
Педагог в области художественно-эстетического образования (музыкальное и изобразительное искусство, мировая художественная культура, черчение) |