Reported (Indirect) Speech –Косвенная речь
- Косвенная речь – это недословная передача речи лица с помощью дополнительных придаточных предложений.
- Глаголы, с помощью которых вводится косвенная речь.
Самым распространенным глаголом, с помощью которого вводится косвенная речь, является глагол say.
Jim said that he would be late.
Глагол to tell употребляется с косвенным дополнением без предлога:
Jim told me that he would be late. (Нельзя сказать: “Jim said me…”)
III. В английском языке сказуемое в главном предложении определяет (по правилу согласования времен – Sequence of Tenses) грамматическое время в придаточном предложении.
- Косвенная речь в предложениях, где вводный глагол имеет форму настоящего времени.
Если косвенная речь вводится глаголом в форме настоящего времени, то в придаточном предложении глагол имеет ту же форму, что и в прямой речи.
- Утвердительные предложения.
При переводе утвердительного предложения из прямой речи в косвенную перед придаточным предложением обычно ставится союз that. Изменяются личные и притяжательные местоимения:
Mary says: “I do my homework every day”.
Mary says that she does her homework every day.
- Повелительные предложения.
При переводе повелительного предложения из прямой речи в косвенную императив (фраза в повелительном наклонении) приобретает форму инфинитива с частицей to.
Повелительное предложение может вводиться в косвенную речь с помощью глаголов tell, order, ask:
“Join my pray”, the preacher asks the people.
The preacher asks the people to join his pray.
Если в прямой речи сказуемое имеет отрицание, то в косвенной речи оно отображается в виде частицы not перед to + инфинитив глагола:
The teacher says: “Don’t miss your classes!”
The teacher tells / orders / asks the pupil not to miss his classes.
- Вопросительные предложения.
а) Общий вопрос.
При переводе общего вопроса из прямой речи в косвенную в вопросе порядок слов из обратного меняется на прямой, т.е. порядок слов в общем вопросе становится таким же, как и в простом повествовательном предложении:
“Do you love me?” the girl asks her boyfriend. – прямая речь
The girl asks her boyfriend if / whether he loves her. –
Девушка спрашивает своего парня, любит ли он ее.
В косвенной речи появляются слова if или whether, которые полностью соответствуют русскому ли:
“Are there any sweets in your pocket?” the child asks his mother.
The child asks his mother if / whether there are some sweets in her pocket. – Ребенок спрашивает у матери, есть ли у нее в кармане конфеты.
б) Специальный вопрос.
В специальном вопросе при переходе из прямой речи в косвенную порядок слов также становится прямым, но вопросительное слово остается на первом месте.
He asks her: “What is your favourite colour?”
He asks her what her favourite colour is. – Он спрашивает ее, какой у нее любимый цвет.
- Лексические изменения при переводе из прямой речи в косвенную.
Слова в предложениях
с прямой речью |
Слова в предложениях
с косвенной речью |
today / tonight | that day / that night |
this (morning) | that (morning) |
tomorrow | the next day |
yesterday | the day before |
last (week) | the (week) before |
next (week) | the following (week) |
here | there |
this | that |
I’ll do it some time today. – She said (that) she would do it some time that day.
- Косвенная речь в предложениях, где вводный глагол имеет форму прошедшего времени.
Если сказуемое в прямой речи имеет форму прошедшего времени, то сказуемое в придаточном предложении при переходе из прямой речи в косвенную подвергается временному сдвигу – согласованию времен.
Время в предложении
с прямой речью |
Время в предложении
с косвенной речью |
Present Simple | Past Simple |
Present Continuous | Past Continuous |
Present Perfect | Past Perfect |
Past Simple | Past Perfect |
Past Continuous | Past Perfect Continuous |
Past Perfect | Past Perfect |
will | would |
can | could |
may | might |
must/have to | had |
I live in Minsk. – She said (that) she lived in Minsk.
I’m repairing the garage. – He said (that) he was repairing the garage.
I went there on foot. – He said (that) he had gone there on foot.
I haven’t done it yet. – She said (that) she hadn’t done it yet.
I won’t go there. – He said (that) he wouldn’t go there.
I can’t marry her. – He said (that) he couldn’t marry her.
He may be right. – She said (that) he might be right.
I have to do this job. – He said (that) he had to do that job.
VII. Если вы сообщаете о какой-либо ситуации и полагаете, что она еще существует, менять время глагола нет необходимости:
Mark said: “Rome is more beautiful than Paris.”
Mark said that Rome was more beautiful than Paris.
Если Марк до сих пор думает так, то следует переводить:
Mark said that Rome is more beautiful than Paris.
УПРАЖНЕНИЯ «КОСВЕННАЯ РЕЧЬ»
Переведите следующие предложения в косвенную речь, сделав все необходимые изменения.
- Fred said: “I have invented a new computer program”. (Фрэд сказал: «Я изобрел новую компьютерную программу.»)
- Mary said: “I will help my sister.” (Мэри сказала: «Я помогу своей сестре.»)
- They told me: “We were really happy.” (Они сказали мне: «Мы были очень счастливы.»)
- She said: “I live in a big apartment.” (Она сказала: «Я живу в большой квартире.»)
- He told her: “I am going to the fish market.” (Он сказал ей: «Я собираюсь на рыбный рынок.»)
- Betty said: “I found my passport.” (Бетти сказала: «Я нашла свой паспорт.»)
- Ford said: “I don’t like pork.” (М-р Форд сказал: «Я не люблю свинину.»)
- Little Tim told his mother: “I am sleepy.” (Маленький Тим сказал маме: «Я хочу спать.»)
Преобразуйте следующие просьбы и советы в косвенную речь.
- The policeman said: “Keep the silence, please.” (Полицейский сказал: «Соблюдайте тишину, пожалуйста.») – The policeman asked ……
- Mother said: “Kids, you should wash your hands before lunch.” (Мама сказала: «Дети, нужно помыть руки перед обедом.») – Mother advised ……
- The dentist told me: “Don’t eat nuts anymore.” (Дантист сказал мне: «Больше не ешь орехи.») – The dentist warned ……
- Tom : “Could you lend me 20 dollars, please?” (Том: «Ты не мог бы одолжить мне 20 долларов?») – Tom asked ……
- Walters told his sons: “You must stay away from the lake.” (М-р Уолтерс сказал сыновьям: «Вы должны держаться подальше от озера.») – Mr. Walters warned ……
- John said: “You should see a lawyer, Ted.” (Джон сказал: «Тебе следует посетить адвоката.») – John advised ……
- The teacher told the students: “Don’t talk during the test.” (Учитель сказал студентам: «Не разговаривайте во время контрольной.») – The teacher warned ……
- The judge said: “Mr. Brown, you must pay a big fine.” (Судья сказал: «М-р Браун, вы обязаны заплатить большой штраф.») – The judge ordered ……
Измените прямые вопросы на косвенную речь.
- “Where has Jim gone?” («Куда ушел Джим?») – Maria wanted to know ……
- “What did the workers eat?” («Что ели рабочие?») – They asked ……
- «Have you ever been to China, Sam?” («Ты когда-нибудь был в Китае, Сэм?») – I asked ……
- “Are you French or Italian?” («Вы француз или итальянец?») – She wanted to know ……
- “When will the next train arrive?” («Когда прибудет следующий поезд?») – I asked ……
- “Do you grow flowers in your garden, Mrs. Smith?” («Вы выращиваете цветы в своем саду, миссис Смит?») – She wondered ……
Ответы:
1
- Fred said (that) he had invented a new computer program.
- Mary said (that) she would help her sister.
- They told me (that) they had been really happy.
- She said (that) she lived in a big apartment.
- He told her (that) he was going to the fish market.
- Betty said (that) she had found her passport.
- Ford said (that) he didn’t like pork.
- Little Tim told his mother (that) he was sleepy.
2.
- The policeman asked to keep the silence.
- Mother advised the kids to wash their hands before lunch.
- The dentist warned me not to eat nuts anymore.
- Tom asked to lend him 20 dollars.
- Walters warned his sons to stay away from the lake.
- John advised Ted to see a lawyer.
- The teacher warned the students not to talk during the test.
- The judge ordered Mr. Brown to pay a big fine.
3.
- Maria wanted to know where Jim had gone.
- They asked what the workers had eaten.
- I asked Sam if he had ever been to China.
- She wanted to know if he was French or Italian.
- I asked when the next train would arrive.
- She wondered if Mrs. Smith grew flowers in her garden.