Учись учиться
Предлагаемые вам памятки помогут формировать умения при выполнении заданий по географии при работе с текстом, атласом, глобусом: характеризовать географическое положение объекта, сравнивать, анализировать, определять географические координаты, расстояния, направления, азимут, составлять тесты по уровням
«Как работать с текстом учебника географии»
- Внимательно прочитайте название параграфа
- Прочитайте вопросы перед параграфом, продумайте ответы на них
- Внимательно изучите текст: все новые термины и понятия найдите в словаре, все географические названия – в атласе
- Особое внимание обратите на слова и предложения, выделенные другим шрифтом, так как именно они имеют главное значение для понимания главного материала
- Если в тексте есть ссылки на рисунки, карты, схемы, необходимо проанализировать их
- Перескажите текст, сделайте вывод
- Ответьте на вопросы после параграфа
«Как определять географические координаты пункта по карте или глобусу»
- Найти пункт по карте или глобусу
- Найти экватор
- Определить в каком направлении от экватора находится пункт – на север или на юг
- Выяснить, какая параллель проходит через пункт и прочитать величину в градусах на концах этой параллели на карте и на начальном или 180 меридиане на глобусе
- Для пункта, размещенного на север от экватора, делается, например, такая запись: 15 с.ш., для размещенного на юг – 20 ю.ш.
- Найти начальный меридиан
- Определить, в каком направлении от него находится пункт – на запад или на восток
- Выяснить, какой меридиан проходит через пункт, и прочитать величину в градусах на концах меридианов на карте и на линии экватора на глобусе
- Для пункта, который находится на запад от меридиана, записывается – 20 з.д., на восток – 15 в.д.
- Записать координаты пункта. Например: г.Каир – 30 с.ш., 30 в.д.
«Как работать с картой»
- Прочитайте название карты
- Найдите её масштаб, назовите
- Изучите легенду (условные знаки) карты
- С их помощью определите, что и как показано на карте
- Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду, расскажите, что показано на карте
- Если для ответа на поставленный вопрос данных одной карты не достаточно, используйте другие, нужные вам карты
«Как определить направление и расстояние между пунктами
по карте и глобусу» ( с помощью масштаба)
- Найти пункты (например, Минск и Киев)
- Вспомнить основные стороны горизонта, на карте и глобусе их показывают параллели (запад, восток) и меридианы (север, юг)
- Мысленно провести через город, указанный первым (Минск) направления сторон горизонта параллельно ближайшим параллелям и меридианам
- Определить направление и записать: юго-запад
- Для определения расстояния необходимо:
а) полоску бумаги(для глобуса) проложить между пунктами на глобусе, затем измерить ее линейкой
б) масштаб глобуса умножить на полученную величину и записать расстояние в км
в) если по карте, то между пунктами измерить расстояние с помощью линейки, затем масштаб карты умножить на полученную величину
«Определение азимута на заданный объект»
- Сориентировать компас (направление на север с помощью стрелки компаса)
- Найти объект, на который следует определить азимут
- Нарисовать условный угол между направлением на север и на заданный объект
- Определить этот угол с помощью шкалы (по часовой стрелке)
«Как правильно сравнивать»
- Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать – черты сходства или различия? Может, то и другое?
- Отберите признаки сравнения
- Установите черты сходства и различия
- Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия
« Характеристика географического положения»
- Название объекта (материк, океан, страна, река, озеро, равнина, горы, населенный пункт и др.)
- Положение на Земле: место на земной поверхности, размеры, крайние точки)
- Размещение относительно других объектов: отношение к экватору, нулевому меридиану, относительно морей и океанов)
«Как анализировать поло-возрастную пирамиду»
- Найти данные горизонтальной линии, на которой откладываются влево – численность мужчин, вправо – численность женщин
- Сравнить соотношение мужчин и женщин
- Найти данные вертикальной линии, на которой через равные, обычно пятилетние промежутки отмечается возраст людей
- Сравнить соотношение младших и старших возрастов
- Сделать выводы о половом и возрастном составе населения
«Как характеризовать население страны»
- Назвать численность населения
- Назвать национальный, религиозный состав с помощью карт атласа
- Как размещено население по территории (равномерно или неравномерно) с помощью карты по плотности населения
- Соотношение городского и сельского населения
- Возрастная и половая структура населения
- Механическое движение населения (миграции)