В первой учебной четверти 2024/2025 учебного года в 8 классе прошло заседание Родительского университета «Жизненные цели подростков».
Его цель — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
В процессе беседы обсудили жизненные приоритеты подростков, влияние родителей на их формирование. Родители поделились своим мнением и жизненным опытом.
Основная причина возрастного кризиса подростка – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Это вносит определенные изменения в характер ребенка, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды подростка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени не менее важно. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!
Существуют различные техники, с помощью которых можно развивать навыки постановки жизненных целей у подростков. Применив эти техники на себе, Вы получите практический опыт для оказания помощи в постановке целей своим детям.
Техника «Линия жизни».
Возьмите лист бумаги и ручку, начертите горизонтальную линию – это линия жизни подростка. Отметьте на ней сегодняшний день, затем пусть подросток (или вы с его помощью) заполнит важные моменты из прошлого. Далее предложите ему заполнить важные моменты из предполагаемого будущего, каким он его видит? Кто-то отметит поступление в УВО, кто-то – появление домашнего питомца, кто-то – собственную свадьбу.
Техника «Ресурсы».
Предложите подростку составить коллаж ресурсов – факторов, помогающих достижению жизненных целей. Обычно выделяется 3 группы ресурсов: внешние (место учебы/работы, место жительства, материальные возможности), внутренние (личностные качества, опыт, черты характера) и социальные (люди – преподаватели, родители, друзья, супруги). Если какая-то группа ресурсов у ребенка отсутствует, стоит обратить на это внимание: возможно, что над этой проблемой стоит поработать вместе с педагогом-психологом.
Техника «Лестница достижений».
Предложите подростку подумать, а затем записать цель, которую он хотел бы достичь в ближайший год. После этого нужно нарисовать на листе бумаги лесенку, состоящую из шести ступенек. Нижняя ступенька – цель только сформировалась, верхняя – цель полностью осуществлена. Предложите ребенку возле первой и последней ступеньки написать 2-3 признака, характеризующих эти положения, и подумать, на какой ступеньке достижения цели он находится в настоящий момент. Отметив свое положение на лестнице, надо написать его главные характеристики. А дальше предложите подростку порассуждать: что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? Какие действия уже предприняты, какие – в перспективе?
Смысл этого упражнения – придание наглядности своим целям и желаниям, деление цели на несколько этапов, упрощение своих действий.
Техника «Визуализация желаний».
Возьмите ватман, много-много разных ненужных журналов, газет и клей. Предложите подростку вырезать из журналов и газет то, что ему хотелось бы иметь в будущем – это могут быть дети, яхты, животные, фразы – всё, что угодно. Эти вырезки нужно наклеить на ватман. Обсудите с подростком то, что получилось, расспросите, какие действия нужно предпринять, чтобы все эти желания осуществились. Карту желаний можно повесить в комнате у ребенка, чтобы она была мотиватором.
Продумывание и обсуждение жизненных целей с родителями, которым подросток доверяет, помогает запустить процесс развития адекватных жизненных ориентиров, последующего профессионального и социального успеха, удовлетворенности своей жизнью.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Цель – это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.
Цели – это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять душевное равновесие, улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.
Целеустремлённость – это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия, а от Вас – поддержка, понимание и вера в своего взрослеющего ребёнка.
Что же можно посоветовать всем вам, уважаемые родители?
1) Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.
2) Активно слушать его переживания и потребности.
3) Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.
4) Делиться своими планами, победами и неудачами.
5) Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать что-либо себе и другим.
6) Формировать нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
7) Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8) Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит, доверять).
12) Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и другие.
14) Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15) Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она ни была.
16) Быть самому примером для ребёнка!