Жизненные цели подростков

В первой учебной четверти 2024/2025 учебного года в 8 классе прошло заседание Родительского университета «Жизненные цели подростков».

Его цель — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

В процессе беседы обсудили жизненные приоритеты подростков, влияние родителей на их формирование. Родители поделились своим мнением и жизненным опытом.

Основная причина возрастного кризиса подростка – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Это вносит определенные изменения в характер ребенка, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды подростка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени не менее важно. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.

Памятка для родителей

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!

 Существуют различные техники, с помощью которых можно развивать навыки постановки жизненных целей у подростков. Применив эти техники на себе, Вы получите практический опыт для оказания помощи в постановке целей своим детям.

Техника «Линия жизни».

Возьмите лист бумаги и ручку, начертите горизонтальную линию – это линия жизни подростка. Отметьте на ней сегодняшний день, затем пусть подросток (или вы с его помощью) заполнит важные моменты из прошлого. Далее предложите ему заполнить важные моменты из предполагаемого будущего, каким он его видит? Кто-то отметит поступление в УВО, кто-то – появление домашнего питомца, кто-то – собственную свадьбу.

Техника «Ресурсы».

Предложите подростку составить коллаж ресурсов – факторов, помогающих достижению жизненных целей. Обычно выделяется 3 группы ресурсов: внешние (место учебы/работы, место жительства, материальные возможности), внутренние (личностные качества, опыт, черты характера) и социальные (люди – преподаватели, родители, друзья, супруги). Если какая-то группа ресурсов у ребенка отсутствует, стоит обратить на это внимание: возможно, что над этой проблемой стоит поработать вместе с педагогом-психологом.

Техника «Лестница достижений».

Предложите подростку подумать, а затем записать цель, которую он хотел бы достичь в ближайший год. После этого нужно нарисовать на листе бумаги лесенку, состоящую из шести ступенек. Нижняя ступенька – цель только сформировалась, верхняя – цель полностью осуществлена. Предложите ребенку возле первой и последней ступеньки написать 2-3 признака, характеризующих эти положения, и подумать, на какой ступеньке достижения цели он находится в настоящий момент. Отметив свое положение на лестнице, надо написать его главные характеристики. А дальше предложите подростку порассуждать: что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? Какие действия уже предприняты, какие – в перспективе?

Смысл этого упражнения – придание наглядности своим целям и желаниям, деление цели на несколько этапов, упрощение своих действий.

Техника «Визуализация желаний».

Возьмите ватман, много-много разных ненужных журналов, газет и клей. Предложите подростку вырезать из журналов и газет то, что ему хотелось бы иметь в будущем – это могут быть дети, яхты, животные, фразы – всё, что угодно. Эти вырезки нужно наклеить на ватман. Обсудите с подростком то, что получилось, расспросите, какие действия нужно предпринять, чтобы все эти желания осуществились. Карту желаний можно повесить в комнате у ребенка, чтобы она была мотиватором.

Продумывание и обсуждение жизненных целей с родителями, которым подросток доверяет, помогает запустить процесс развития адекватных жизненных ориентиров, последующего профессионального и социального успеха, удовлетворенности своей жизнью.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Цель – это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.

Цели – это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять душевное равновесие, улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.

Целеустремлённость – это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия, а от Вас – поддержка, понимание и вера в своего взрослеющего ребёнка.

Что же можно посоветовать всем вам, уважаемые родители?

1) Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.

2) Активно слушать его переживания и потребности.

3) Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.

4) Делиться своими планами, победами и неудачами.

5) Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать что-либо себе и другим.

6) Формировать нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.

7) Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.

8) Бывать (читать, заниматься) вместе.

9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

10) Помогать, когда просит.

11) Делиться своими чувствами (значит, доверять).

12) Конструктивно решать конфликты.

13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и другие.

14) Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».

15) Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она ни была.

16) Быть самому примером для ребёнка!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.