Педагоги нашего учреждения образования продолжают делиться с коллегами своим опытом на страницах республиканских научно-методических изданий.
В майском номере журнала «Русский язык и литература» за 2023 год в рубрике «Идём на урок» был опубликован материал учителя русского языка и литературы Зябченковой Ж.В. «Занимательные задания на основе фразеологизмов для урока внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»».
Педагог не впервые становится автором публикаций журнала. В этот раз она поделилась с коллегами опытом организации уроков внеклассного чтения в пятом классе и предложила вниманию читателей издания занимательные формы работы с литературным текстом, которые позволяют развивать интерес к книге, формировать читательскую грамотность, внимание к слову через использование фразеологизмов.
Предложенный материал можно использовать на уроке внеклассного чтения после изучения темы «Эпические произведения», он дает возможность погрузить школьников в сказочную атмосферу с помощью обращения к языку автора, который необычайно богат фразеологизмами. Предложенные занимательные задания также можно использовать в ходе изучения темы «Лексика» и на занятиях факультатива «Кладовая слов русского языка» в 5 классе.
Предлагаем вашему вниманию материал публикации.
Викторина «Для внимательных читателей»
по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» на основе употреблённых автором фразеологизмов
- Кого из героев сказки автор характеризует с помощью фразеологизма «и так и сяк»? (Среднего брата Гаврилу)
- Почему старший брат пришёл из дозора мокрый «с головы до самых ног»? (Сам облил себя водой, чтобы соврать про дождь)
- Кто из братьев в карауле «до животиков промёрз»? (Средний из братьев)
- Какую песню «изо всей дурацкой мочи» пел на печи Иван? («Распрекрасные вы, очи!..»)
- Чьи действия автор описывает, употребляя фразеологизм «пустилась как стрела»? (Волшебной кобылицы)
- Куда бежали Данило и Гаврило, «починивши оба глаза»? Что значит это выражение? (Так бежали посмотреть на чудесных коней, что наставили себе синяков)
- О ком в сказке сказано «так кишмя вот и кишат»? (О народе на базаре в конном ряду)
- Кому и за что царь обещает: «Будешь в золоте ходить, …словно в масле сыр кататься»? (Ивану за согласие жить и служить во дворце)
- По какому поводу старшие братья «постучали ендовой»? Что значит это выражение? (Братья Ивана, получив деньги за лошадей, напились вина)
- Для чего спальник смотрел за Иваном «в полуглаз»? (Хотел выведать тайну ухода за конями)
- Почему Иван «лежал как убитый» под дубовым корытом? (Караулил Жар-птицу)
- Кому и по какой причине Иван жаловался: «…Волочу насилу ноги»? (Царю после своих долгих странствий)
- О ком в сказке сказано: «Вёрст сто тысяч отмахал»? (О Коньке-Горбунке)
- О каком герое в сказке говорится: «Просидит он женихом»? (О царе)
- Кому в сказке принадлежат слова: «Сладим как-нибудь с бедой»? (Коньку-Горбунку)
Задание «Синонимы потерялись»
Подберите к фразеологизмам синонимы с таким же значением, объединив их в пары.
А) До животиков промёрз.
Б) Со всех ног. В) След простыл. Г) Ни жив ни мёртв. Д) Стоять на карауле. Е) Жить припевая. Ж) Что мочи было. З) Животы надорвали. |
1) Что есть мочушки.
2) Мря со смеху. 3) Караул держать. 4) Словно в масле сыр кататься. 5) Поминай как звали. 6) Стрелою полетел. 7) Лежит как убитый. 8) Зубы начали плясать. |
Задание «Определи значение»
Соотнесите фразеологизмы и их значения, образовав нужные пары.
Стоять на карауле.
Хлеб-соль водит. Глаз не сводит. Крошки не брала. Головушку повесил. Кишмя кишат. Зубы начали плясать. Балясы начал. Поминай как звали. Боязнь напала. Не ударил в грязь лицом. Любо-дорого. Волочу насилу ноги. Жить припевая. |
Очень нравится.
Жить хорошо, в достатке. Сильно замёрз. Не опозорился. Сторожить. Дружит. Очень устал. Загрустил. Очень много. Внимательно смотрит. Исчез, убежал. Перепугался. Болтает впустую. Проголодалась, ничего не ела. |
Задание «Фразеологический конструктор»
Части фразеологизмов «потерялись». Верните их на место и объясните значение.
С набитою…
Животы… С головы… Слыхом… Сослужил… Сонные… След… И усом… Поминай как… Не вымолвил… Хоть лоб себе… При честном… |
службу
простыл тетери не ведёт звали разбей ни слова собранье сумой до самых ног надорвали не слыхал |