Публикации наших педагогов

Педагоги нашего учреждения образования продолжают делиться с коллегами своим опытом на страницах республиканских научно-методических изданий.

В майском номере журнала «Русский язык и литература» за 2023 год в рубрике «Идём на урок» был опубликован материал учителя русского языка и литературы Зябченковой Ж.В. «Занимательные задания на основе фразеологизмов для урока внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»».

Педагог не впервые становится автором публикаций журнала. В этот раз она поделилась с коллегами опытом организации уроков внеклассного чтения в пятом классе и предложила вниманию читателей издания занимательные формы работы с литературным текстом, которые позволяют развивать интерес к книге, формировать читательскую грамотность, внимание к слову через использование фразеологизмов.

Предложенный материал можно использовать на уроке внеклассного чтения после изучения темы «Эпические произведения», он дает возможность погрузить школьников в сказочную атмосферу с помощью обращения к языку автора, который необычайно богат фразеологизмами. Предложенные занимательные задания также можно использовать в ходе изучения темы «Лексика» и на занятиях факультатива «Кладовая слов русского языка» в 5 классе.

Предлагаем вашему вниманию материал публикации.

Викторина «Для внимательных читателей»

по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» на основе употреблённых автором фразеологизмов

  1. Кого из героев сказки автор характеризует с помощью фразеологизма «и так и сяк»? (Среднего брата Гаврилу)
  2. Почему старший брат пришёл из дозора мокрый «с головы до самых ног»? (Сам облил себя водой, чтобы соврать про дождь)
  3. Кто из братьев в карауле «до животиков промёрз»? (Средний из братьев)
  4. Какую песню «изо всей дурацкой мочи» пел на печи Иван? («Распрекрасные вы, очи!..»)
  5. Чьи действия автор описывает, употребляя фразеологизм «пустилась как стрела»? (Волшебной кобылицы)
  6. Куда бежали Данило и Гаврило, «починивши оба глаза»? Что значит это выражение? (Так бежали посмотреть на чудесных коней, что наставили себе синяков)
  7. О ком в сказке сказано «так кишмя вот и кишат»? (О народе на базаре в конном ряду)
  8. Кому и за что царь обещает: «Будешь в золоте ходить, …словно в масле сыр кататься»? (Ивану за согласие жить и служить во дворце)
  9. По какому поводу старшие братья «постучали ендовой»? Что значит это выражение? (Братья Ивана, получив деньги за лошадей, напились вина)
  10. Для чего спальник смотрел за Иваном «в полуглаз»? (Хотел выведать тайну ухода за конями)
  11. Почему Иван «лежал как убитый» под дубовым корытом? (Караулил Жар-птицу)
  12. Кому и по какой причине Иван жаловался: «…Волочу насилу ноги»? (Царю после своих долгих странствий)
  13. О ком в сказке сказано: «Вёрст сто тысяч отмахал»? (О Коньке-Горбунке)
  14. О каком герое в сказке говорится: «Просидит он женихом»? (О царе)
  15. Кому в сказке принадлежат слова: «Сладим как-нибудь с бедой»? (Коньку-Горбунку)

Задание «Синонимы потерялись»

Подберите к фразеологизмам синонимы с таким же значением, объединив их в пары.

А)  До животиков промёрз.

Б)  Со всех ног.

В)  След простыл.

Г)  Ни жив ни мёртв.

Д)  Стоять на карауле.

Е)  Жить припевая.

Ж)  Что мочи было.

З)  Животы надорвали.

1)  Что есть мочушки.

2)  Мря со смеху.

3)    Караул держать.

4)    Словно в масле сыр кататься.

5)    Поминай как звали.

6)    Стрелою полетел.

7)    Лежит как убитый.

8)    Зубы начали плясать.

Задание «Определи значение»

Соотнесите фразеологизмы и их значения, образовав нужные пары.

Стоять на карауле.

Хлеб-соль водит.

Глаз не сводит.

Крошки не брала.

Головушку повесил.

Кишмя кишат.

Зубы начали плясать.

Балясы начал.

Поминай как звали.

Боязнь напала.

Не ударил в грязь лицом.

Любо-дорого.

Волочу насилу ноги.

Жить припевая.

      Очень нравится.

Жить хорошо, в достатке.

Сильно замёрз.

Не опозорился.

Сторожить.

Дружит.

Очень устал.

Загрустил.

Очень много.

Внимательно смотрит.

Исчез, убежал.

Перепугался.

Болтает впустую.

Проголодалась, ничего не ела.

 Задание «Фразеологический конструктор»

Части фразеологизмов «потерялись». Верните их на место и объясните значение.

С набитою…

Животы…

С головы…

Слыхом…

Сослужил…

Сонные…

След…

И усом…

Поминай как…

Не вымолвил…

Хоть лоб себе…

При честном…

службу

простыл

тетери

не ведёт

звали

разбей

ни слова

собранье

сумой

до самых ног

надорвали

не слыхал

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.