Рынок труда Республики Беларусь: тенденции и перспективы

Трудовой потенциал Республики Беларусь определяется численностью и составом трудовых ресурсов. В понятие «трудовые ресурсы» входит не только население трудоспособного возраста, но и работающие граждане старше и младше этого возраста. Основным источником формирования трудовых ресурсов страны является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, численность которого, начиная с 2007 года, сокращается.

Численность граждан трудоспособного возраста изменяется под влиянием демографических факторов. Какова будет численность этой категории, зависит от уровня смертности в соответствующих возрастах, от соотношения численности молодежи, достигающей трудоспособного возраста, и граждан, достигших пенсионного возраста.

Динамика численности трудовых ресурсов Республики Беларусь характеризуется снижением их численности, начиная с 2008 года. В 2014 г. численность трудовых ресурсов республики составила 5962,9 тыс. человек (63 % населения страны). Аналогичная динамика трудовых ресурсов отмечалась в городской и сельской местности. При этом село теряет свой трудовой потенциал более высокими темпами по сравнению с городом, что является следствием миграционного оттока молодежи в города и постарения сельского населения.

При этом в республике наблюдается увеличение численности и удельного веса лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике. Именно за счет их участия в трудовой деятельности численность занятых в экономике начала снижаться только с 2011 г. (за 2011 г. — на 11 тыс. человек, а за 2012 г. — уже на 79 тыс.).

Как известно, молодежь — наиболее перспективная группа в составе трудовых ресурсов. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие.

Молодежь в возрасте 14-30 лет в нашей стране составляет чуть больше 2 млн человек (около 22 %). В числе занятых в экономике молодежь составляет почти четвертую часть — 24 %. Наибольший удельный вес молодежи от общей численности работающих отмечается в таких видах экономической деятельности, как гостиничный и ресторанный бизнес — 37 %; финансовая деятельность — 34,3 %; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 34 %; строительство — 28,3 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям — 28,2 %.

Доля молодежи до 30 лет среди руководителей составила 11,2 %, среди специалистов — 27,8 %.

Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях сокращения численности занятых в экономике, обусловленного трансформацией структуры населения. Уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам) в 2014 г. составил 76,3 %, а это достаточно высокий показатель: среди европейских стран максимальный уровень занятости населения отмечается в Исландии — 80,5 %. В соседних с Беларусью странах он гораздо ниже: в России он составляет 65,3 %, в Польше — 59,4 %.

Отраслевая структура занятости характеризуется перераспределением численности занятого населения из сферы производства товаров в сферу услуг. Если в 2013 г. это соотношение составляло 42,4% и 57,6%, то в 2014 г. – 41,9% и 58,1% соответственно.

В общей численности занятых в экономике уменьшается доля работающих в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, образовании, государственном управлении и увеличивается в таких видах экономической деятельности, как строительство, торговля, ремонт автомобилей бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям.

Наиболее крупной по количеству занятых в экономике остается промышленность. На ее долю в 2014 г. приходилось 24,2% от общей численности занятого населения.

В результате процессов движения рабочей силы между субъектами хозяйствования различных форм собственности удельный вес занятых в организациях частной формы собственности увеличился с 56,5% в 2013 г. до 57,8% в 2014 г., в иностранной — с 2,9% до 3,2% соответственно.

На рынке труда республики на протяжении длительного времени сохраняется стабильная и управляемая ситуация. Уровень регистрируемой безработицы удерживался в 2012-2014 гг. в социально допустимых пределах — от 0,4% до 0,5% от численности экономически активного населения. В начале 2015 г. наметились новые тенденции, характеризующиеся снижением спроса; на рабочую силу, увеличением количества обращений в службу занятости за содействием в трудоустройстве, ростом регистрации безработных и напряженности на рынке труда. При этом уровень зарегистрированной безработицы, который на 1 мая 2016 г. составил 1,2% к численности экономически активного населения, не выходит за рамки прогнозного показателя — 2%. Несмотря на рост безработицы, в Республике Беларусь отмечается один из самых низких в СНГ уровень официально регистрируемой безработицы. Так, на 1 апреля 2016 г. уровень регистрируемой безработицы в Российской Федерации составил 1,4%, в Украине — 1,7%.

На рынке труда Республики Беларусь сложились определенные региональные различия. В ряде районов и малых городов рынки труда более напряженные, чем в целом областные. Факторами, препятствующими их эффективному развитию, является неравномерное территориальное распределение трудовых ресурсов и низкая трудовая мобильность рабочей силы. Более 37 % трудовых ресурсов приходится на центральную часть страны (г. Минск и Минскую область), в то время как наименьшая их доля — в Гродненской (10,6 %) и Могилевской (11 %) областях. Более 2/3 трудовых ресурсов (82,6 %) сосредоточены в городской местности.

Территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов и их низкая мобильность выступают основными факторами трудоизбыточности в одних регионах и дефицита кадров и других, а также дисбаланса профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда. Одним из направлений решения данной проблемы является разработка и применение эффективных мер по стимулированию трудовой мобильности граждан.

Сохранению стабильной и управляемой ситуации на рынке труда республики и регионов способствует действующая в стране система содей­ствия занятости не только для безработных, но и для всего населения республики. Она обеспечивается путем формирования Общереспубликан­ского банка вакансий, включающего сведения о наличии вакансий у нанимателей, и реализации подпрограммы «Содействие занятости на­селения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 гг., которая носит целевой характер и обеспечивает координацию действий органов государственного управления, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов, направленных на разрешение экономических и социальных проблем занятости населения.

Реализация мероприятий подпрограммы — это в первую очередь реализация активной политики занятости, которая обеспечивается путем:

  • оказания содействия в трудоустройстве;
  • организации обучения безработных по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства;
  • содействия в организации собственного дела;
  • трудоустройства на временные рабочие места выпускников учебных заведений для приобретения опыта работы;
  • бронирования рабочих мест для трудоустройства целевых групп населения;
  • организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности;
  • оказания профориентационных услуг.

Все мероприятия данной программы носят адресный характер, учитывают индивидуальные особенности, профессиональный уровень и желания граждан, а также состояние рынка труда региона.

Большое внимание уделяется обучению безработных. Ежегодно службой занятости направляется на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 10 тыс. безработных. При этом особое внимание уделяется организации профессионального обучения безработной молодежи, не имеющей ни опыта работы, ни профессиональной подготовки.

Профессиональное обучение проводится более чем по 120 профессиям, востребованным на рынке труда, прежде всего рабочим. Две и более профессии (интегрированные) получают около 20 % проходящих профессиональное обучение безработных.

Законодательством определены формы и порядок содействия службы занятости безработным в организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности в сфере агро- и экотуризма, так называемому малому и среднему бизнесу.

В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказываются профориентационные услуги обратившимся гражданам.

На портале государственной службы занятости, который создан в целях обеспечения доступа граждан к услугам службы занятости посредством современных интернет-технологий, в разделе «Профориентация» размещено 66о профессиограмм по профессиям рабочих и должностям служащих, разработанных НИИ труда Минтруда и соцзащиты. Пользователям портала предоставляется возможность ознакомиться с содержанием деятельности по избираемой профессии (должности), условиями труда на рабочем месте, медицинскими противопоказаниями, профессионально важными качествами, необходимыми для успешного осуществления трудовой деятельности, возможностями карьерного роста, а также перечнем основных учреждений образования, в которых осуществляется подготовка по конкретной профессии.

Всеми этими возможностями могут воспользоваться и выпускники учреждений образования, обратившись в органы по труду, занятости и социальной защите по месту проживания в случае, если им не удастся продолжить обучение для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования либо трудоустроиться после окончания обучения.

При этом следует отметить, что в соответствии с законодательством молодежь, впервые выходящая на рынок труда и не имеющая профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, относится к одной из уязвимых групп населения. На законодательном уровне для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии занятости:

  • бронирование рабочих мест для молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу;
  • гарантия первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования при обучении за счет бюджетных средств;
  • преимущественное право при организации обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • трудоустройство на субсидированные временные рабочие места для получения навыков практической работы.

Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятости являются предоставление возможности получения профессии, создание новых рабочих мест, развитие молодежного предпринимательства, стимулирование нанимателей, трудоустраивающих молодежь на временные рабочие места для получения навыков практической работы на производстве.

Что касается спроса на рабочую силу, то надо отметить, что структура вакансий претерпевает изменения. Сегодня практически одинаково востребованы как рабочие, так и специалисты, в то время как год назад удельный вес вакансий для рабочих составлял почти 6о %.

Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь.

В городской местности наиболее востребованы врачи, ветеринарные врачи, медицинские сестры, фармацевты, провизоры, фельдшеры, инженеры различных профилей, воспитатели дошкольных учреждений, среди рабочих — арматурщики, бетонщики, монтажники строительных конструкций, электромонтеры, контролеры-кассиры, парикмахеры, повара и др. В сельской местности отмечается спрос на агрономов, врачей, медицинских сестер, ветеринарных врачей, бригадиров производственных бригад в растениеводстве, в животноводстве, зоотехников, инженеров, энергетиков, среди рабочих — на операторов машинного доения, трактористов и трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, электромонтеров. При этом надо сказать, что каждый регион имеет свои особенности спроса на работников, Чтобы их уточнить, рекомендуем обращаться в территориальные органы по труду, занятости и социальной защите, где сосредоточена информация о ситуации на рынке труда конкретного региона его перспективах.

Выбирая профессию, молодежь должна помнить, что сегодня в условиях повсеместного внедрения новых технологий, когда в производстве взаимодействуют все более сложные системы, все более жесткими становятся и требования к качеству рабочей силы, расширяется диапазон компетенций, необходимых современному конкурентоспособному работнику. Помимо дисциплинированности, высоких исполнительских качеств, ответственности, инициативности и творческой заинтересованности в труде, от работников сегодня требуется гибкость, способность адаптироваться в быстро меняющихся экономических условиях, умение самостоятельно ставить и решать проблемы, распределять рабочее время, работать в экстремальных ситуациях, а также готовность и способность к профессиональному развитию. Высокая квалификация, профессиональная гибкость и адаптационная способность работников становятся основой социальной защищенности человека на рынке труда. Гибкость и мобильность наиболее эффективно могут быть сформированы на широкой образовательной основе.

В то же время в современной социально-экономической ситуации в условиях рыночной экономики молодые люди должны быть готовы к тому, что полученного однажды образования будет недостаточно, так как сегодня требуется постоянно обновлять и дополнять имеющиеся знания. Возможно, придется поменять специальность, сферу деятельности, получить второе или третье профессиональное образование.

Любимая работа, дело, которому ты служишь, — одна из важнейших составляющих в жизни человека. Очень важно сделать свой профессиональный выбор правильно, в соответствии со своими интересами, способностями, состоянием здоровья, а также с потребностями экономики в кадрах. Учет таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку, его индивидуальным особенностям, становится важным условием успешного освоения профессии, адаптации к ней, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Gosudarstvennaja-programma-na-2016-2020-1.pdf. — Дата доступа: 10.05.2016.
  2. Профориентация и обучение безработных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gsz.gov.by/ru/applicant/career-guidance/professiogram/?filter. — Дата доступа: 10.05.2016.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.