Всем детям после школы необходимо принять пищу и отдохнуть, и только после восстановления сил приступить к работе. Многим помогает соблюдение чёткого распорядка дня. Для ребёнка начальных классов велико бремя ответственности, если ему приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы.
Исходя из особенностей психики ребёнка, родителям нужно определить оптимальное время для выполнения заданий.
После этого следует придерживаться расписания настолько чётко, насколько это возможно. Чёткое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» ребёнка и «усаживание» его за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью его ежедневного расписания.
Целесообразно начинать работу с выполнения более лёгких заданий. Таким образом, у ребёнка оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что вызывает чувство удовлетворённости.
Если по ходу выполнения домашнего задания вы заметили, что ребёнок устаёт ( не удерживает внимание, крутится, ложится на стол), нужно организовать небольшие перерывы : можно перекусить, выпить чай, сделать несколько гимнастических упражнений, специальную гимнастику для глаз. Но ни в коем случае не смотреть телепередачи или звонить по телефону – это может подождать, так как после «такого перерыва» труднее вернуться к работе.
Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут. В третьем классе продолжительность занятий ( без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвёртом -45 минут.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому так важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Как правило, они в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребёнку: «Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это побудит его вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Такое поведение взрослых порождает у ребёнка ощущение завершённости работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесёт с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
Неправильно поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения.
В таких условиях процесс учения для ребёнка представляется непосильным, утомительным, не приносящим удовольствия трудом. И вряд ли он впоследствии будет демонстрировать познавательную активность, любить учебный труд.