Анализируем стихотворение в прозе, формируя читательскую грамотность

Задания по формированию читательской грамотности на уроках русской литературы мы предлагаем рассмотреть на примере стихотворения в прозе «Воробей» И.С.Тургенева.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Блиц-викторина «Для внимательных читателей».

1.Откуда возвращается главный герой?

2.Назовите кличку собаки главного героя.

3.В каком месте происходит событие?

4.Какая птица привлекла внимание главного героя?

5.Из каких деревьев состояла аллея?

6.Кто сравнивается с камнем в тесте произведения?

7.Кто попятился в самый напряжённый момент действия?

8.Что автор называет высокой и безопасной?

9.Какая погода стояла во время описанного события?

10.Кто сравнивается с громадным чудовищем?

11.К кому автор обращается с просьбой не смеяться?

12.Кого автор называет взъерошенным и искажённым?

Задание «Расположи события по порядку».

Воробей бросается спасать своё детище, главный герой восхищается поступком воробья, собака что-то учуяла, Трезор пятится назад, собака направляется в сторону птенца, воробей камнем падает с дерева.

Задание «Подбери заголовок».

Тема текста: … .

Основная мысль текста: … .

Найдите в тексте уменьшительно-ласкательные слова. Для чего использует их автор?

Эпитет «смущённый» употреблён в произведении в значении:

а) «стеснительный», б) «удивлённый», в) «пристыженный».

Подберите собственные синонимы к эпитету «героической».

Какой знак препинания у И.С.Тургенева вы считаете самым необычным? Разъясните его значение.

Докажите, что в тексте использована антитеза. Для чего она необходима И.С.Тургеневу.

Как вы думаете, в чём иносказательность текста «Воробей?»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.