Относительно возраста, психологи отвечают на этот вопрос однозначно — когда Ваш малыш проявляет интерес к знакам (буквам). Поскольку у каждого ребенка свой темп развития — возраст готовности к обучению чтения дошкольника индивидуален. Другое дело, если у ребенка нет особого интереса ни к буквам, ни книгам, а подходит время становится школьником.
Не все родители знают, каким методом нужно учить ребенка читать. В отдельных семьях используют побуквенное чтение: «Ты говори «м .. а-ма и читай — ма-ма …». Действительно, когда-то учили и в школе читать первоклассников по такому методу. Если же ребенок научится читать по неправильному «дедовскому» методу, это принесет большой вред ребенку в школе, ведь переучивать значительно труднее, чем научить. Сейчас в основе обучения грамоте в школе лежит не буква, а звук.
До шести лет в семье дошкольник должен получить такие знания грамоты:
Научиться выделять последовательно звуки в словах (рак — первый звук р, второй — а, третий — к), распределять звуки на гласные и согласные (а, есть, и, и, о, у — гласные; м, ш, п, р и проч. — согласные).
Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова делятся на слоги, слог на звуки, различать звуки и буквы.
Знать печатные буквы: А, О, У, И, Е, М, Ш, С, Р, Л, Н, П, Т, К, В, Г, Д (если ребенок легко усваивает, можно ознакомить со всем алфавитом ). Большая буква пишется в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов и сел.
Составлять из букв разрезной азбуки прямые (ма, па, ра, су, на), обратные слоги (ам, ум, аш, уш) и двусложные слова с открытыми складами (мама, рама, папа, пила).
Читать слова и короткие предложения, составленные из разрезной азбуки или кубиков. В отдельных семьях дают дошкольнику читать «Букварь». Это делать не следует, так как в школе у ребенка пропадет интерес к учебе, ведь материал учебника будет известен. Азбуку на кубиках и в картинках можно давать ребенку для самостоятельных игр на пятом году жизни. Дети, играя с азбукой на кубиках, как правило, легко запоминают и узнают все буквы до пяти лет. В таких случаях не стоит мешать ребенку, но и не следует требовать от него изучения букв, если у ребенка не возник в этом возрасте интерес к графическому изображению звука.
Избежать побуквенного чтения помогут ряд приемов. Так, можно предложить ребенку вспомнить, как произносится слог перед тем, как его читать. Например, ребенок разложил слово «Маша» на слоги (Ма-ша), слог «Ма-» на звуки м и а, из букв разрезной азбуки составила слог «Ма-». Теперь следует его прочесть. Взрослый предлагает вспомнить, какое слово они анализируют, кокой первый слог в этом слове, как произносится этот слог. «А теперь прочитай также, как произносила». Этот прием можно использовать на первых этапах обучения дошкольников чтению слогов и слов, он предупреждает побуквенное чтение.
Помогает ребенку и чтение слов по сходству. Например, когда ребенок с помощью звукового анализа прочитала слово «Маша», нужно еще прочесть слова: мама, сама, Саша, наша, Паша. Для этого взрослый выставляет эти слова по очереди в кассе. Ребенок легко может прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой без звукового анализа. Нельзя забывать и про артикуляцию звуков, обозначенных буквами, она помогает детям прочитать нужный слог, состоящий из губных, зубных согласных и гласных звуков (ма, му, мы, па, пу, по). Скажем, ребенку нужно прочитать слог «ма». Предлагаем ему подготовиться к произношению первого звука м, «сжать губы», потом к другому — рот широко открыть, «губы вытянуть». «Запри губы, подай голос, не обрывая его, скажи а, получится слог «ма».
После ознакомления ребенка со слоговым чтением следует говорить ему: «Смотри на гласный звук и говори слог». Если ребенок читает отдельными буквами и не сливает звуков в слог, можно сравнить чтение с живой речью: «Ты читаешь« миа, миа », когда ты обращаешься ко мне, то так не говоришь, а говоришь« мама », так и читай слитно, по слогам «ма-ма».
Для большинства детей свойственна такая ошибка, как нечистое произношение звука, вместо ш, м, н, р дети произносят ши, мы, ни, ры. Поэтому ценным приемом является чтение по очереди согласных звуков и слогов (согласный + ы): р-ры, н-ни, т-ты, с-сы … Этот прием помогает воспринимать звук в его чистом звучании и избежать ошибок в произношении согласных звуков с гласным призвуком и. Каждую неделю можно знакомить с новой буквой. Знакомству с буквой предшествует звуковой анализ слова в течение всего периода обучения грамоте. В школе ребенок называет звук в чистом звучании р, л, а не ер, эл.
Успехов и терпения!