Цифровой век поэзии

Повальная мода нынешнего времени оцифровывать все подряд — мультфильмы, картины, тексты, звуки — обошла стороной цифровую поэзию.  А напрасно.

Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью.

(Например, «Алекс Юстасу…») Кое-кто может возразить: мол, какая же это поэзия — где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что поэзия, как известно, не терпит суеты. Итак, прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и продекламируйте нараспев:

128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1

Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить — получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию.

Толстокожим занудам, предпочитающим «поэзию хотдогов и мобильников», не попавшим под обаяние ритма и ждущим практической отдачи, сообщаю, что цифровая поэзия — идеальное средство обучению теории стихосложения.

Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных; наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть с ударением он или без ударения) различаются пять родов стоп, которые называются:

  • ямб (1; для сисадминов поясню — один, ударение на втором слоге);
  • хорей (8 — восемь, ударение на первом слоге);
  • дактиль (1000 — тысяча, ударение на первом из трех слогов);
  • амфибрахий (13 — тринадцать, ударение на втором из трех слогов);
  • анапест (50 — пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов).

Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:

  • трехстопный ямб

12 22…

  • четырехстопный ямб

12 20 22…

  • пятистопный ямб

4 42 4 2 1…

  • трехстопный хорей

100 40 1 (или 141)…

  • четырехстопный хорей

48 39… (для тех, кому все еще трудно, — «Наша Таня громко плачет»)

  • трехстопный дактиль

1000 300 4…

И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами. Все цифры у вас под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.

Присылайте свои экзерсисы, самые удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы». Кстати, почитатели цифровой поэзии, как часто бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых»), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:

Sin(19)

+ корень из 5

Atg(18)

+ интеграл 6

(Что такое интеграл шести не будем уточнять — уж больно забористо звучит, а может, и такой откроют.) Так что каждому надо определиться — с кем он. И начинать.

Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках: длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.

Ну вот, если начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало нынешнего, понятно. Окуните ваши кисти.

P.S. Уже поставив точку, я обнаружил на литературной Яхте «Лопе де Вега» замечательную страницу, посвященную цифровым стихам. Так что процесс, как говорил известно кто, пошел.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.