Как можно поддержать ребёнка в период выпускных экзаменов?

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и они не успеют выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, взрослые могут оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребёнок понимает, что успеть выучить весь материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это своими силами, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Как можно составить план работы?

Вместе с ребёнком необходимо подсчитать, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаменационных билетов надо знать или сколько задач решить. Затем прикинуть, сколько у него есть на это времени. Вычесть один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства. Это сделать очень важно, чтобы у ребёнка на всякий случай оставался временной резерв. Разделить количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую можно разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда получается, что за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а это задача вполне посильная. Этот план можно написать и повесить, чтобы потом вычёркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы.

Дети часто стараются выучить весь объём материала сразу, причём заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объём памяти у человека ограничен и включает 7+2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие.

Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляется план всего параграфа или билета. Затем ребёнок выучивает по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет или параграф целиком. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребёнок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребёнку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также нужно делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребёнок может выпить чаю, поговорить по телефону и затем вернуться к занятиям. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребёнок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учёбы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребёнка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учёбы, чтобы избежать помощи по дому. Физически лёгкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуально, с учётом особенностей ребёнка.

Особое значение в этот период имеет собственный эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для родителей период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребёнок видит, как родители переживают, пьют валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, неисправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это ещё больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов родители должны создать эмоционально-спокойную, ненапряжённую атмосферу. Ребёнку бывает трудно самому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно создать для ребёнка ситуацию успеха, говорить ему о том, что него верят и надеются на успех.

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так всё получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены – ситуация действительно важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует ребёнка, а, напротив, мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребёнок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается ребёнок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты,

кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно Вашему ребёнку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?».

Конечно, невозможно за такое короткое время ответить на все вопросы. Кроме того, все дети разные, и перед ними встают разные проблемы. Поэтому если у Вас есть какие-то конкретные вопросы, касающиеся именно Вашего ребёнка, вы можете их задать школьному психологу.

Как показывает практика, родители часто сами усугубляют тревоги и страхи у детей в период подготовки к экзаменам. Ситуация эта для родителей тоже непростая, потому что они воспринимают успешность ребёнка на выпускных экзаменах и при поступлении в институт как показатель собственной родительской состоятельности: если ребёнок хорошо сдаёт экзамены и поступает в хороший ВУЗ, это значит, что я как родитель правильно выполнил свои задачи.

С каждым годом значимость ЦТ становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит. Вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. Как правило, соответствующая работа с будущими выпускниками не только не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся.

Психологическая поддержка выпускников – это один из важнейших факторов, определяющих успешность преодоления ими предстоящих испытаний. Существуют разные способы поддержки ребенка, которые делают их сильными и самостоятельными. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон, ресурсов ребенка.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.